В жизни каждого студента есть время, которое заставляет воздух звенеть, мозг – кипеть, а нервы – играть. Мы решили узнать у деканов Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского об их отношении к самому интересному периоду жизни института – сессии.
Сейчас на трех факультетах и в колледже СГИИ имени Д. Хворостовского обучается 842 студента. Система образования в вузе искусств предполагает индивидуальный подход. Помимо общих дисциплин, программа обучения предусматривает изучение специальных предметов. Основное внимание направлено на усвоение практических навыков, которые студент на экзамене демонстрирует перед комиссией: будь то просмотр у художников или специальность у музыкантов. Кроме того, на некоторых направлениях подготовки музыкального факультета с одним студентом занимается не только преподаватель, но и концертмейстер.
Глазами декана
«Самое лучшее для декана на сессии – это когда студенты успешно без проблем сдают экзамены. Это самое хорошее! Правда, иногда приходится их спасать. Бывают моменты, когда студенты сами создают себе препятствия, но мы надежд не теряем и стараемся как-то им помочь и во время сессии, и в учебном семестре. Хорошо, когда они тоже помогают нам в этом деле», - отмечает Сергей Владимирович Марин, декан музыкального факультета.
«Педагог волнуется за студентов и переживает не меньше. Здесь мы находимся в равных условиях. Экзамен отражает результат учебного процесса. Как правило, на экзамене все уже понятно и той, и другой стороне. Мы всегда радуемся, когда студенты хорошо сдают, - делится Аяна Баировна Самбуева, заведующая колледжем, – когда я была студенткой, один педагог сказал мне, что на сессии нужно отдыхать! Конечно, для этого нужно хорошо работать в течение семестра, а на экзамене ставить автомат. Но по факту большинство студентов на сессии только начинают учить предмет».
«Некоторые переоценивают свои силы, а в основном, у многих есть проблема с организацией личного времени. Я не был прилежным студентом, но я всегда был уверен в своих силах и мог себе позволить где-то опоздать, а где-то и прийти пораньше. У меня получалось все вовремя сдавать, - рассказывает Михаил Николаевич Титов, декан художественного факультета, - Как правило, тот, кто больше одарен - больше и ленив, а кто менее одарен – тот занимается усерднее. А вот кто одарен и трудолюбив – тот и вырывается в лидеры».
«Когда мои студенты сдают экзамен, то это экзамен и для меня. Проще самому сдать, чем переживать за студентов. Наверное, это стандартная ситуация для педагога. Особенно в творчестве. Если ученик успешен, то это его успех, а если он допустил ошибки, то это твои ошибки», - говорит декан факультета театрального и хореографического искусств, Владимир Владимирович Антипин, - Сам я был прилежным учеником, не пропускал занятия и искренне не понимал, как можно не прийти на урок».
Анна Зимина, председатель Совета обучающихся, поделилась своим рецептом успешной сессии: «Чтобы сдать сессию в институте искусств нужно как минимум не пропускать лекции и стараться сдать все вовремя. Иногда помогает взгляд «котика из Шрека» (но это не всегда работает)». Анна согласна с тем, что в творческом вузе у экзаменов есть своя специфика: «Практика требует больше времени на подготовку и является главной в нашей профессии. А что касается теоретических дисциплин - зачастую, их учат за день до сдачи. Конечно, программу иногда тоже доучивают за день, но это уже другая история».
Секретов нет
«Начал хоровод — танцуй его до конца» - гласит болгарская народная пословица. С этим, наверняка, согласятся люди искусства. Успех в творческой сфере не ограничен наличием таланта, он достижим лишь при постоянной усердной работе над собой. Также считают и преподаватели СГИИ. Итак, лайфхаки удачной сессии:
Сергей Владимирович Марин: «Попытка – не пытка! Иногда может спасти счастливый случай, но на Специальности чудес не бывает».
Владимир Владимирович Антипин: «Чтобы сдать сессию, нужно было ходить на занятия! Нельзя в один день проснуться и стать артистом балета. Не получится не совершенствовать себя, но прийти на экзамен и сдать. Так не бывает!».
Михаил Николаевич Титов: «Делать все вовремя! Не копить снежный ком из долгов!».
Аяна Баировна Самбуева: «Учить! Тут либо ты играешь, либо нет. Третьего не дано. Поэтому, только заниматься и готовиться».
Анна Зимина: «Играть для себя. Покажи всем, что ты можешь сыграть так, как не смогут другие!».
Несмотря на сложности освоения профессии, все студенты одинаково любят откладывать неизбежное. Итак, топ-3 студенческих отговорок во время сессии, по мнению преподавателей Института искусств:
- «Вы нам не говорили!»;
- «Мы приходили, а Вас не было!»;
- «Я учил».
Еще Демокрит Абдерский говорил: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Так что если нет желания учиться, то никакие отговорки не помогут получить заветное «Отлично»! Пусть каждый труд вознаграждается заслуженным успехом! А мы желаем студентам хорошего отдыха после удачной сессии!
Фото: Юлия Шульгина, студентка 4 курса художественного факультета СГИИ имени Д. Хворостовского.