После концерта, посвящённого 30-летию творческой деятельности известного красноярского пианиста, пообщались с исполнителем, композитором, доцентом Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского Владимиром Потаповым.
- Владимир Павлович, а 30 творческих лет – это много или мало?
- Конечно, мало. Можно сказать, что это самое начало, только первая половина, надеюсь. Вторые тридцать лет творческого пути ещё впереди.
- А как изменились впечатления от первого концерта и до юбилейного?
- Ощущения изменились кардинально. Тогда я был ещё студентом и учился, а сейчас уже за плечами множество мероприятий, исполненных концертов. Это другой опыт, ощущения и восприятия. А ещё это другие возможности для передачи слушателям музыки и всего моего творчества. Изменения, безусловно, в лучшую сторону произошли.
- А некий мандраж до сих пор присутствует при выходе на сцену?
- Нет, мандража уже нет. Есть творческое волнение, которое заставляет музыканта более нервно, обострённо и тонко передавать некоторые музыкальные нюансы. Но в процессе игры волнение уходит и ты более свободно можешь погружаться в музыку и вести за собой слушателей.
- Может ли музыкант почувствовать связь с залом, находясь на сцене во время исполнения концерта?
- Конечно! Мы составляем единое целое – исполнитель, инструмент, слушатель. Чем более наполнен зал, тем лучше ощущается связь. И я рад, что на этом концерте получилось собрать полный зал. Это самое большое счастье для артиста, когда идёт волна обратная ему навстречу, когда он посылает свои флюиды, энергетические потоки и они потом возвращаются с удвоенной силой от зрителя. Очень благодарный зритель был на прошедшем концерте, тёплый, даже горячий.
- А можно ли почувствовать во время игры как настроен зритель? Нравится ли ему ваша игра?
- Музыкант чувствует на самом деле, что-то вроде тепла. Даже в царящей тишине. Знаете, однажды мы были в Китае, а там принято во время концерта ходить между рядами, с чаем, пирожками, для них это норма. В рабочих городах, среди народа. Так что, когда ты слышишь идеальную тишину – это радует и настраивает. Это важно для исполнителя
- А вас изменила композиторская деятельность?
- Конечно! Она заставили по-другому смотреть на те вещи, которые я исполняю, созданные другими композиторами. К тому же композиторская деятельность заставляет организоваться, тщательнее подходить к репертуару. Ну и подтягивает, в общем.
- Недавно вы провели серию мастер-классов, ещё преподаёте в институте. Что доносите до слушателей во время лекций?
(Прим.: В феврале Владимир Потапов успешно и результативно провёл курсы повышения квалификации, мастер-классы и сольные концерты в колледжах и училищах искусств гг. Улан-Удэ, Читы и Благовещенска-на-Амуре.)
- Стараюсь донести, насколько прекрасен, замечателен и глубок наш инструмент. Насколько он может отразить различные движения души и насколько ярко и разнообразно он может звучать. Всего за короткий промежуток времени каждому нужно рассказать о его недостатках, постараться их локализовать и нацелить на исправление, устранение недочётов. Кроме того, сам процесс музицирования на занятиях показывает куда выходить и как работать с человеком
- Если бы была возможность, что-то изменить, воспользовались бы?
- Наверное, нет. На судьбу жаловаться нельзя, но меня и так всё радует и устраивает. Я сейчас тоже развиваюсь. Единственное, хотелось бы вернуться в прошлое и сказать себе: «Вбирай больше, впитывай, учись». Может чаще бы путешествовал и менял среду вокруг себя.
А мы хотим сказать, что Владимир Павлович и сейчас многое меняет и помогает молодым и уже опытным музыкантам находить себя в творчестве и развиваться, что очень ценно. Желаем ему ещё более насыщенных и ярких вторых тридцати творческих лет.