Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 
kniga-noty-skripichnyj-klyuchС 1 ноября по 1 декабря 2022 года в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского проходил Второй Всероссийский конкурс учебных и учебно-методических пособий по музыкально-теоретическим предметам и композиции, организованный кафедрой теории музыки и композиции. С результатами конкурса можно ознакомиться в разделе: Мероприятия-Конкурсы. https://kgii.ru/meropriyatiya/konkursy
Конкурс проводился по следующим номинациям:
-Учебники, учебные и учебно-методические пособия по музыкально-теоретическим предметам и композиции для обучающихся в ДМШ, ДШИ;
-Учебники, учебные и учебно-методические пособия по музыкально-теоретическим предметам и композиции для обучающихся в учреждениях СПО;
-Учебники, учебные и учебно-методические пособия по музыкально-теоретическим предметам и композиции для обучающихся в вузах;
-Методические статьи и разработки, посвященные вопросам преподавания музыкально-теоретических предметов и композиции.
 
В жюри, помимо преподавателей, доцентов и профессоров кафедры теории музыки и композиции, вошёл Андрей Михайлович Лесовиченко – доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-аналитического отдела Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Возглавляла работу жюри Людмила Павловна Казанцева – доктор искусствоведения, профессор Астраханской государственной консерватории и Волгоградского государственного института искусств и культуры, заведующая Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания, действительный член (академик) Российской академии естествознания и Международной академии информатизации, член Союза композиторов России, Научного комитета Общества теории музыки России, Российского профессорского собрания, заслуженный деятель науки и образования (РАЕ).
 
В течение ноября преподаватели учреждений ВПО и СПО, ДМШ и ДШИ присылали свои материалы. В конкурсе участвовали авторы пособий и статей из Донецка, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Воронежа, Волгограда, Тольятти, Тюмени, Новокузнецка, Томска, Красноярска, Кодинска, Иркутска, Улан-Удэ.
 
Самое большое количество присланных материалов предназначено для учащихся начальной ступени музыкального образования. Жюри познакомилось с двумя пособиями по дисциплине «Слушание музыки». Одно из них «Как научиться слышать музыку» по предмету «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ принесло своему автору, Ларисе Алексеевне Филимоновой из Иркутска, звание лауреата I степени. Это пособие выстроено по оригинальному плану, снабжено аудиоприложением. Книги для учеников 1 и 2 класса уже вышли в Санкт-Петербурге в издательстве «Композитор». Учебник для 3 класса готовится к изданию там же.
 
У автора другого пособия, тоже опубликованного в Санкт-Петербурге в издательстве «Композитор», – Рабочей тетради для 1 класса и Методических рекомендаций к ней – Татьяны Анатольевны Гуровой – иной подход к веде́нию предмета, что можно только приветствовать. Жюри присудило автору звание лауреата III степени.
 
Оригинальнейшее Учебно-методическое пособие для учащихся и преподавателей ДМШ, ДШИ, музыкальных лицеев, общеобразовательных школ и любителей «Музыкальное ориентирование», опубликованное издательством «Союз художников», представила на конкурс Елена Юрьевна Столова (СПб, ГБНОУ «Санкт-Петербургский музыкальный лицей») с коллективом соавторов: Г. В. Даниленко (лицей искусств «Санкт-Петербург»), И. А. Кондратьева (СПб ДШИ им. П. А. Серебрякова), Е. В. Маруда (СПб ДШИ им. В. А. Гаврилина); О. Ю. Рогальская (СПб ДМШ № 9); М. В. Цилевич (СПб ДМШ им. С. С. Ляховицкой); Г. Н. Энвальд (СПб ДШИ им. Е. А. Мравинского). Составители этого пособия удостоены звания лауреатов I степени.
Ещё одна проблема, закономерно привлекающая внимание преподавателей, – это развитие музыкального слуха на начальном этапе обучения. Поиск путей её решения обусловил создание новых пособий по сольфеджио. Преподаватели Санкт-Петербургского музыкального лицея Марина Витальевна Дельнова и Анна Геннадьевна Машкович прислали на конкурс учебное пособие для детских школ искусств «Сольфеджио. Двухголосие», рассчитанное на весь курс обучения. Оно вошло в число лучших работ, а авторам присвоено звание лауреатов II степени.
 
Дипломы лауреатов III степени присуждены Наталье Александровне Лесной и Алёне Константиновне Пикаловой из Тольятти, которые подготовили Учебно-методическое пособие по сольфеджио и хоровому классу «С песенкой по лесенке» для учащихся 1-2 классов, а также Алле Петровне Печень, преподавателю Музыкальной школы № 1 им. Н. Леонтовича г. Донецка, за Рабочую тетрадь по сольфеджио для учащихся 3 класса.
Ирина Александровна Борисова из Кодинска отмечена званием Дипломанта конкурса за учебные пособия «Сольфеджио. Правила» для пятилетнего и восьмилетнего курса обучения.
 
В номинации «Учебники, учебные и учебно-методические пособия по музыкально-теоретическим предметам и композиции для обучающихся в учреждениях СПО» ярко выделилось и признано лучшим Учебно-методическое пособие Ольги Викторовны Сафроновой (Красноярск) «Ошибки в задачах по гармонии»/ «Образцы решений задач по гармонии». Автор заслужил звание лауреата I степени. 
Лауреатом II степени названа Наталья Владимировна Перепич (Красноярск), представившая на конкурс работу «Музыкальная грамота: пособие-практикум на материале вокальной музыки», предназначенную, в первую очередь, для обучающихся музыкальных училищ и колледжей по специальности «вокальное искусство», но допускающее и более широкое применение.
Дипломом отмечено пособие Веры Дмитриевны Андреевой из Томска «Задачи по гармонии» (для специальности «Теория музыки»).
 
В вузовской номинации званием лауреата I степени удостоена Наталья Михайловна Найко – автор пособия «Основы композиции. Часть I. Мелодия: некоторые теоретические и практические аспекты». 
Диплом лауреата III степени присуждён авторам из Волгограда Ольге Владимировне Шмаковой и Виктории Юрьевне Коваленко за пособие «Концептуальный анализ рок-альбома «Недосказанность» («Innuendo») Фредди Меркьюри и группы «Квин» («Queen»)».
 
Среди авторов статей жюри отметило званием лауреата III степени Светлану Александровну Бархатову (Тюмень), приславшую работу «Об одном недоразумении в практике преподавания в ДШИ или о том, как «правильно» исполнять гамму мелодического минора». Диплом конкурса заслужила Марина Александровна Денщик (Красноярск) за статью «О применении синестезийного подхода на музыкальных занятиях в группах раннего эстетического развития ДМШ и ДШИ».
Авторы остальных пособий и статей, присланных на конкурс, получат Благодарственные письма. 
Организаторы конкурса признательны всем участникам конкурса, поделившихся своим опытом, и желают творческого вдохновения и профессиональных успехов!
 
Вот как высказалась о состоявшемся конкурсе председатель жюри, профессор Л. П. Казанцева: Только что проведенный конкурс учебно-методических работ, безусловно, показателен и полезен для участников музыкально-образовательного процесса. Среди материалов, присланных на конкурс, оказались довольно интересные пособия. Званием лауреатов I премии жюри отметило авторов действительно достойных работ.
Хочется отметить весьма любопытный учебник «Слушанье музыки» для 1 и 2 классов Л. А. Филимоновой.
Тепло поддерживаю появление подобных публикаций, поскольку рассматриваю "Слушание музыки" как первую ступень лестницы, ведущей к весьма актуальной и даже остро необходимой в учебном процессе дисциплине, которой я занимаюсь более 25 лет, "Музыкальное содержание" (хотя не отрицаю здесь и другую траекторию – путь к "Истории музыки").
Достаточно высоко оцениваю работу О. В. Шмаковой о корифее рок-музыки Фредди Меркьюри, исходя из практической её пользы и из основательности, с которой избранный феномен изучен – в этой области мне почти не приходилось встречать серьезных научных исследований (не упоминаю капитальные книги В. Н. Сырова, А. М. Цукера, энциклопедию "Джаз" и подобные издания), а тем более – методических.
К сожалению, в разных конкурсных работах есть некоторые неточности, причём, не всегда мелкие. Но нам хотелось всё же поддержать авторов, предлагающих новые конструктивные идеи и разработавших целую систему преподавания учебной дисциплины, поддержать людей творческих и ищущих. Хочется надеяться на то, что именно за ними будущее нашей музыкальной педагогики. (Автор статьи Н.М. Найко)
 
 
 

Во время посещения данного сайта СГИИ имени Д. Хворостовского может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

  
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk