Степанова-Ланская Марина Михайловна
Художник, керамист, живописец, скульптор.
Родилась 6 февраля 1961 года в г. Красноярске.
Окончила Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова. Живописное отделение.
Окончила Красноярский государственный художественный институт (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) в 1986 году. Факультет декоративно-прикладного искусства. В конце 1980-х переехала в Москву, несколько лет работала в творческой группе по керамике Бабушкинского скульптурного комбината (90-е).
Член секции скульптуры МСХ и ОМС (1996).
Член Союза художников России (2016).
Выставляется с 1986.
Художник живёт и работает в Москве.
Участник более 100 выставок. Награждена Серебряной медалью РАХ, медалью МОСХ, Диплом СХР. Работы находятся в собраниях: Государственный музей РОСИЗО, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Раменский историко-художественный музей, московская обл., Ивановский областной художественный музей, Липецкий областной художественный музей, Рязанский государственный областной художественный музей, Томский государственный художественный музей, Музей современной керамики, Рафорд (Великобритания), Музей фарфора, Пекин (Китай), Коллекции художественных галерей, частные собрания в России и за рубежом.
Публикации
2001. Сергей Кусков. «От знака к образу или путь живо-писанья глиной. (Новая керамика у М. Степановой-Ланской)». Режим доступа: http://www.earthburg.ru/earthadm/php/process.php?lang=r&c1=7&c2=6&c3=19&part=3
Татьяна Пунанс. «Знаки времени Марины Степановой-Ланской. Режим доступа: https://tsaritsyno-museum.ru/events/special/d/keramika-v-nbsp-litsah-i-nbsp-istoriyah/
2019. Краснова Е.А., Ломанова Т.М. «Портрет в российской керамике XX-XXI веков». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-v-rossiyskoy-keramike-xx-xxi-vekov
Творчество.
В керамических произведениях Марины Степановой-Ланской ярко выражено живописное начало. Работая в основном с пластом, она создает сложную многоуровневую поверхность с использованием различных декоративных средств. Соединение эмалей, глазурей, солей металлов и многократных обжигов создает поистине драгоценную живописную структуру. Начиная с защиты своей дипломной работы «Памяти жен декабристов» приобретенной «РОСИЗО» с выставки «Молодость России» автор во многом сформировала основное направление в творчестве. Начав работать с цветными массами, художник затем перешла к работе с поверхностью и живописным началом. Сюжетная наполненность работ Марины Степановой-Ланской также отличается сложностью и многогранностью. Здесь и библейские сюжеты и архаичные петроглифы сибирской культуры и цитаты из современности, впечатлений от путешествий, личного опыта. Даже натюрморт предстает наполненным ассоциациями и дополнительными смыслами. Простая чашка кофе превращается в священный грааль, а разрезанный гранат в древний библейский символ. Портретный жанр художника также богат и разнообразен. Современные москвичи органично уживаются со святыми и аллегориями. Марина Степанова-Ланская – глубокий и интересный современный художник в равной степени отражающий актуальные тенденции и вечные ценности в керамике.
Фото работ:
1.пласт Лик, 2001 г. цветные массы 45х43 см.
2.пласт Вера, 2016. Шамот, эмали, 90х43 см
3.Портрет юноши (из серии Московские лица), 2017. Шамот, эмали, 35х38 см
Сычева Лариса Борисовна
Cоветский, российский хореограф, педагог, народная артистка РФ, лауреат премии «Вдохновение», профессор Сибирского государственного института имени Дмитрия Хворостовского.
Родилась 18 марта 1954 года в Ташкенте. В 1972 году окончила Ташкентское хореографическое училище. Стажировалась в Ленинградском академическом хореографическом училище в классе народной артистки СССР Н.М. Дудинской (1972-1974 годы). В 1979 году прошла стажировку в Мариинском театре в классе народной артистки СССР Н.А. Кургапкиной, в 1983 году стажировку в Большом театре (класс народной артистки СССРМ.Т. Семеновой). Работала в Казахском Академическом театре оперы и балета им. Абая.
В 1978 году постановкой «Лебединое озеро» открывался новый Красноярский государственный театр оперы и балета, работать в который пригласили Ларису Борисовну. Она стала первой исполнительницей партии Одетты-Одиллии. В период сольной карьеры Сычева исполнила все ведущие партии классического балета: Жизель, Мирта («Жизель»), Китри («Дон Кихот»), Фригия, Эгина («Спартак»), Никия, Гамзатти («Баядерка»), Лиза(«Тщетная предосторожность»), Маша («Щелкунчик»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Царь-девица («Конек-Горбунок»), Пенелопа(«Одиссея»). Кармен («Кармен-сюита»), Аврора «Спящая красавица», Эсмеральда «Собор Парижской Богоматери». Она в составе красноярской труппы активно гастролировала в СССР и за рубежом. На родине, в Испании, Португалии, Югославии, Норвегии публика и критика отмечали, что танец Сычевой отличается академической чистотой, виртуозным владением техникой, легким высоким прыжком. Ее мастерство и вклад в культурное развитие страны было отмечено званием заслуженной артистки РСФСР (1986).
В 1993-1994 годах назначена художественным руководителем балета Красноярского государственного театра оперы и балета.
В1979 году Л.Б. Сычева начала заниматься педагогической деятельностью: в Красноярском хореографическом училище и Красноярском государственном театре оперы и балета. В 2000 году Сычева, народная артистка (с 1995 года) приглашена в Красноярскую государственную академию музыки и театра (с 2018 года – Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского). Начав работу в вузе с должности доцента на кафедре «Сольное пение», в 2007 году Сычева инициировала открытие кафедры «Хореографическое искусство» и возглавила ее. Сначала коллектив кафедры обучал студентов специальности «Педагогика балета», но постепенно арсенал направлений подготовки расширился программами «Педагог бального танца» (2007), «Педагог современного танца» (2012), «Педагог народного танца» (2013).
В 2013 году Сычева получила высшее хореографическое образование в Красноярской государственной академии музыки и театра (с 2018 года – Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского), творческий руководитель – Е.В. Павленко; что позволило ей еще более мастерски развивать сибирскую хореографическую школу. Ряд ее воспитанников имеют звание «Заслуженный артист РФ»: В. Арбузова (солистка театра Б. Эйфмана), Е. Васильева, А. Юхимчук. Многие ученики Ларисы Борисовны танцуют в Красноярском государственном театре оперы и балета имени Д.А. Хворостовского: (А. Корешникова, Е. Черкашина, А. Юхимчук). Благодаря педагогическому таланту Сычевой расцвел талант И. Аблицовой, заслуженной артистки России, солистки «Кремлевского балета» (Москва); К. Андреева, лауреата международных конкурсов артистов балета; П. Рясной, лауреата Дельфийских игр (2011), лауреата международных конкурсов; Е. Хватовой, дипломанта Гран-при Михайловского театра, дипломанта международных конкурсов.
Помимо творческо-педагогической работы Лариса Борисовна ведет активную научно-исследовательскую работу: опубликованы статьи и учебные пособия об истории развитии хореографического искусства, методике преподавания балета
В 2012 году Л.Б. Сычева, профессор Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, удостоена звания лауреата Губернаторской премии Красноярского края «За сохранение культуры и искусства». С 2013 года является членом координационного совета по хореографии. (Москва), с 2019 года – членом Российского профессорского собрания. В 2018 году награждена Почетной грамотой Губернатора Красноярского края «За многолетний, добросовестный труд и высокий профессионализм».
Фурса Владислав Иванович
Художник-дизайнер, проектировщик.
Родился 22.11.1963 (г. Москва).
С 1970 по 1980 – учился в общеобразовательной школе № 9, г. Норильск.
В 1979 – окончил художественную школу в г. Норильске.
С 1980 – 1981 – работал художником-оформителем Бюро Отдела Научно-технической Информации и Изобретательства Норильского Горно-металлургического Комбината.
С 1981-1988 – учеба в Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова (художественно-оформительское отделение).
1982-1985 – служба в ВМС Тихоокеанского флота.
С 1988 по 1993 – учеба в Красноярском государственном художественном институте (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) по специальности «Художник декоративно-прикладного искусства», кафедра «Искусство интерьера».
С 1997 г. принимает участие в художественных выставках городского, краевого, регионального уровня.
С 2000 г. – член Союза дизайнеров РФ
С 2005 г. – член КРО ВТОО «Союз художников России»
В 2012 году был поощрён Дипломом ВТОО «Союз художников России» за творческие успехи и содействие развитию изобразительного искусства в стране.
Выставки последних лет
2015 – совместная выставка с С. Гладченко «Сто одиннадцать» в выставочном зале КРО ВТОО «Союз художников России», г. Красноярск.
2016 – персональная выставка «Графический дизайн Владислава Фурсы» в «Доме искусств», г. Красноярск
Творчество
В.И. Фурса – дизайнер, чье творчество носит универсальный характер. Он проектирует все, из чего состоит среда: мебель, осветительная арматура, элементы декора, интерьер, малые архитектурные формы, здания и комплексы. В то же время элемент компьютерного проектирования в его творчестве не подменяет живую работу художника. Он сформировался как профессионал в тот период времени, когда в нашей стране еще не было профессии «дизайнер», но были «художники проектировщики». Потому много внимания уделяет работе с материалом, макету. Работая в Красноярске почти 30 лет, в значительной степени сформировал современный облик города.
Основные проекты в Красноярске:
Интерьер молочной компании «Милко», благоустройство прилегающей территории ресторана «Фон Барон», концептуальное решение экстерьера и прилегающей территории салона мебели «Ритас», интерьер боулинг-клуба «Пирамида», интерьер конференц-зала ОАО «Красноярскэнерго», благоустройство прилегающей территории спортивно-развлекательного комплекса «Экселент», концептуальное решение архитектурного объема горно-лыжного комплекса «Бобровый лог», концептуальное решение архитектурного объема Дома художника.
Он точен и деликатен в разработке пространства, выявляя особенности функционала помещения, придает ему неповторимую авторскую трактовку. Образность – то качество, что отличает проекты Владислава Фурсы от среднестатистической дизайнерской продукции нашего времени.
Ткачук Александр Евгеньевич
Скульптор
Родился 20.07.1974., г. Коростышев (Украина). Живет и работает в Красноярске.
1995 г. – окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова (скульптурно-педагогическое отделение).
2001г. – окончил Красноярский государственный художественный институт (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) (специальность: художник-скульптор)
2001-2004 гг. – Творческие мастерские Российской академии художеств
Преподавательская деятельность
2001 г. – преподаватель кафедры «Скульптура» Красноярского государственного художественного института (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского).
2008 г. – доцент кафедры «Скульптура» СГИИ имени Дмитрия Хворостовского.
2016 г. - профессор кафедры «Скульптура» СГИИ имени Дмитрия Хворостовского, руководитель творческой мастерской монументально-декоративной скульптуры.
Почетный член Российской академии художеств (2017 г.).
Руководитель Творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств в г. Красноярске (с 2018 г.).
Член Союза художников России (2002 г.).
Член правления Красноярского регионального отделения Союза художников (2004 г.).
Награды:
Малая золотая медаль первой выставки христианского искусства посвящённая 2000-летию Рождества Христова (2000 г.); вторая премия всероссийской выставки христианского искусства «Вера без дел мертва» (2003 г.); диплом Российской академии художеств (2003 г.); нагрудный знак «Герб города Красноярска» (2006 г.); нагрудный знак «Герб Красноярского края (2007г.); диплом ВТОО «Союза художников России» (2008 г.); вторая премия ФСБ Российской Федерации в области изобразительного искусства (2009 г.); первая премия международного симпозиума по скульптуре г. Темиртау, Казахстан (2010 г.); премия губернатора Красноярского края «За высокохудожественные, отличающееся новизной и оригинальностью произведения» ( 2010 г.); диплом Российской академии художеств, отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока (2012 г.); медаль региональной художественной выставки «Сибирь-21» (2013 г.); золотая медаль ВТО Союз художников России (2014 г.).
Основные выставки:
2014 г. персональная - КРОО ВТО Союз художников России, (Красноярск)
2010 г. Международная выставка красноярских художников (г. Харбин, Китай)
2002 г. международная выставка в рамках фестиваля русской культуры в Италии
Проекты и творческие работы
Монументальные работы:
«Похищение Европы» (2003г. г.Красноярск), «Фемида» (2004г. г.Красноярск), «Геральдический лев» (2005г. г. Красноярск), «Аполлон» (2006г. г.Красноярск), «Бременские музыканты» (2006г. г. Красноярск), «Клоун» (2007г. г. Красноярск), «Икар» (2008 г. г.Красноярск.), «Памятник пограничникам, погибшим на острове Даманский» (2008г. г. Дальнереченск), «Солнечный олень» (2012 г.г. Красноярск), «Журавли» (2007г. г. Красноярск), «Арлекин и Коломбина» (2008г. г. Красноярск), «Памятник Генерал-лейтенанту А.И. Лебедю» (2013г., г. Красноярск), «Памятник Труженикам тыла» (2015 г., г. Красноярск), Мемориальная доска «А.И. Чмыхало» (2015г., г. Красноярск).
Публикации:
Царинный И.В. — Черты красноярской школы скульптуры (на примере творчества А. Е. Ткачука) // Архитектура и дизайн. – 2018. – № 1. – С. 19 - 30. DOI: 10.7256/2585-7789.2018.1.27649 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27649
Творчество.
Красноярская школа скульптуры характеризуется определенными чертами, хоть и является опосредованно преемницей петербургской школы. В силу того обстоятельства, что первые ведущие скульпторы-педагоги были выпускниками вузов Ленинграда (Ю. П. Ишханов, Ш. Д. Давыдов). В целом, для красноярской школы характерны: тяготение к цельности композиции и обобщённой трактовке формы, выразительность силуэта, использование ритма, использование графических приемов, сохранение живой (экспрессивной) лепки, поэтапное методичное ведение работы.
Одним из ведущих представителей школы, современных скульпторов-педагогов является Ткачук Александр Евгеньевич. В своей мастерской монументально-декоративной скульптуры он опирается на богатейший опыт всей мировой пластики, не ограничиваясь рамками одной определенной техники. Разноплановый подход скульптор использует и в своем творчестве, где нет стереотипных мотивов, постоянно повторяющихся сюжетов и наработанных манер. Александр Евгеньевич основывается на опыте академической школы, при этом ведет постоянный творческий поиск в решении композиционных задач. Поэтому образный ряд в творчестве скульптора довольно богатый, и постоянно расширяется. Для него важной методической установкой является индивидуальность решения творческой задачи. Важнейшим методическим принципом в педагогической деятельности А. Е. Ткачука является этапность ведения работы. Все начинается с пропорций и отношений масс, движения, которое должно быть выставлено уже в каркасе. Затем осуществляется поиск правильного силуэта со всех точек. После автор приступает к моделировке форм, уделяя особое внимание пластическим узлам, опорным точкам фигуры. И затем - проработка полутонов, работа над нюансами, где каждая деталь должна подчиняться целому.
Еще одним принципом является соблюдение соответствия размера скульптуры её пространственным задачам, её расположению.
Красноярская школа скульптуры - явление развивающееся, со своей предысторией, своими характерными методическими установками и принципами преподавания. Это явление динамичное в ремесле педагогов, передающих знания своим ученикам из рук в руки. Огромную роль в этом процессе играет Александр Евгеньевич Ткачук, имеющий свой индивидуальный творческий и педагогический почерк.
Фото работ:
1.«Похищение Европы» (2003г. г. Красноярск)
2.«Фемида» (2004г. г. Красноярск)
3.«Геральдический лев» (2005г. г. Красноярск)
Чудновский Александр Валерьевич
Российский музыкант, аккордеонист, заслуженный артист Российской Федерации.
Родился 12 января 1963 года в Иркутске. Игре на аккордеоне начал обучаться в детской центральной музыкальной школе города Иркутска. В 1983 году окончил Иркутское училище искусств, в 1998 году – Красноярский государственный институт искусств (с 2018 года – Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского), класс профессора Игоря Александровича Гербера.
С 1988 года работает солистом-аккордеонистом в Иркутской областной филармонии. Творческие искания артиста привели к созданию в филармонии эстрадного ансамбля «Ретро», которым Александр Валерьевич бессменно руководил с 1991 по 2000 годы. Программы популярной музыки, исполненные в это время, пользовались успехом, как у искушенных знатоков, так и у рядовых слушателей. С его творчеством знакомы сибиряки – жители городов: Красноярска, Кемерово, Новокузнецка, Норильска, Читы, Улан-Удэ, Барнаула, Братска, Иркутска, а также дальнего зарубежья – Германии, Финляндии, Китая, Монголии, Израиля.
Музыкант – постоянный участник музыкальных фестивалей, один из самых значимых в творческой биографии артиста – международного уровня – состоялся в Китае в 1992 году. Он неустанно совершенствует свое мастерство, обогащая свои программы новыми произведениями современных композиторов. Его исполнительскую отличают подлинное виртуозное мастерство, глубокое знание разнообразных стилей, широкий исторический кругозор, истинный вкус, сценическое обаяние и артистизм. Александр Чудновский безупречно владеет как филигранной мелкой техникой, так и противоположной по своей природе крупной аккордовой, что позволяет ему в равной степени свободно включать в свои программы произведения от Скарлатти и Баха до Альбениса и Пьяццоллы. Важным достоинством артистического облика музыканта является его блестящее владение, как классическим, так и эстрадным репертуаром. Он прекрасно чувствует и умеет убедительно воплощать на сцене все достоинства современных музыкальных жанров, дополняя их собственными обработками и аранжировками. В его постоянно расширяющемся репертуаре – обработки песен и музыкальных пьес композиторов Хренникова, Дунаевского, Блантера, Цфасмана, Родригеса и других отечественных и зарубежных авторов. Александр Валерьевич постоянно работает над новыми программами. Одни из тех, которые наиболее полюбились зрителям: «Аккордеон от "А" до "Я"», «Универсальный аккордеон», «Здесь живут мои друзья», «Ландыши», «Давай пожмем друг другу руки» и другие. В программе «Моим друзьям» музыкант использует современные мультимедийные технологии. Произведения в его исполнении входят в фондовые записи радиоканалов Красноярска, Читы, Иркутска.
Чудновский успешно сотрудничает с иркутскими театрами. Он занимается аранжировкой и исполнением музыки к спектаклям Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, например, значим его вклад в постановку спектаклей «Человек и джентльмен» (1990) и «Прошлым летом в Чулимске» (2001), выступал музыкальным консультантом при подготовке спектакля «Бедный Пьеро» (2000).
В 1991 году Александр Валерьевич Чудновский награжден специальной премией за лучшее исполнение виртуозного произведения на Всероссийском конкурсе баянистов-аккордеонистов в Челябинске. В 1999 году награжден Почетной грамотой комитета по культуре администрации Иркутской области за высокое исполнительское мастерство и большой вклад в пропаганду музыкального искусства. В 2005 году удостоен звания «Заслуженный артист Российской Федерации» за достижения в области искусства.