Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

0Российский музыковед, заместитель директора по научной работе Государственного института искусствознания, профессор Российской государственной специализированной академии искусств, доктор искусствоведения, кандидат философских наук.

Родилась 1 апреля 1967 в селе Кременкуль Челябинской области. С детства с большим желанием занималась музыкой, окончила Детскую музыкальную школу по классу фортепиано в городе Целинограде (ныне Нурсултан, Республика Казахстан). В 1987 году окончила историко-теоретическое отделение Целиноградского музыкального училища. В 1993 году окончила музыкальный факультет Красноярского государственного института искусств (с 2018 года – Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) по специальности «Музыковедение» (науч. рук. – кандидат искусствоведения И.В. Ефимова).

С 1993 по 1996 годы работала преподавателем Красноярского государственного института (ныне Сибирский федеральный университет). В 1997 году окончила аспирантуру КГИИ по специальности «Музыковедение» (класс кандидата искусствоведения, профессора кафедры истории музыки Ирины Викторовны Ефимовой) и в следующем – 1998 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Модель мира в творчестве С. И. Танеева» (09.00.01 «Онтология и теория познания»).

С 1997 по 2006 годы не только преподавала курсы по теории и истории музыки на факультете искусствоведения и культурологии в Красноярском государственном университете, но и осуществляла административную работу, занимая должности: заместителя декана по учебной работе факультета искусствоведения и культурологии; исполняющей обязанности декана факультета искусствоведения и культурологии; начальника Учебно-методического управления; старшего научного сотрудника. С 2008 по 2009 годы являлась директором Гуманитарного института Сибирского федерального университета.

С 2005 по 2008 годы совершенствовала знания в докторантуре Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по специальности «Музыковедение» (научный консультант — профессор В.В. Медушевский). С 2009 по 2014 годы – профессор кафедры гуманитарных наук Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

В 2010–2013 годах также занимала должность методиста в Методическом кабинете по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры города Москвы (директор – Алина Семеновна Цодокова). В 2012–2013 годах курировала культурно-просветительский проект «Классическая музыка в детском саду» (г. Москва) совместно ДОУ Департамента образования города Москвы с ДШИ Департамента культуры города Москвы.

В 2014 году защитила докторскую диссертацию «Идея и интонационный строй музыки С.И. Танеева» (17.00.02 «Музыкальное искусство»). В этом же году в должности профессора Российской государственной специализированной академии искусств ведет курсы «Музыкальная психология», «Философия», специальные курсы для аспирантов, также является заведующей кафедрой теории и истории музыки Российской специализированной академии искусств (РГСАИ). С 2014 по 2016 годы – проректор по научной и творческой работе РГСАИ.

С 2016 года занимает должность заместителя директора по научной работе Государственного института искусствознания. С 2019 года – ведущий научный сотрудник сектора академических музыкальных изданий Государственного института искусствознания, активно занимается научно-методической работой. Является членом редколлегии журналов «Художественное образование и наука», «Художественная культура», «Культурное наследие России».

Галима Ураловна Лукина является продолжателем идей В.В. Медушевского, его методологии анализа музыки, синтезирующей интонационный метод анализа и метод философской идейно-смысловой интерпретации. В сферу особого интереса Г.У. Лукиной входит изучение творчества выдающегося русского композитора С. И. Танеева. В ее научных трудах дано целостное научно обоснованное представление о специфике национального мышления; предложена расширенная интерпретация его музыки, позволяющая осмыслить ее интонационный строй в диалектическом единстве западноевропейских и русских форм музыкальной культуры. Наиболее заметным трудом стала ее монография «Творчество С.И. Танеева в свете русской духовной традиции» (Москва: Композитор, 2015). При этом, Галима Ураловна – автор более 70 публикаций по самой обширной тематике: творчество С.И. Танеева, онтология музыки, художественное образование, инклюзивные методики преподавания.

Научная деятельность Лукиной связана и с проведением международных открытых лекций, например, она выступала с отдельными (открытыми) лекциями в Университете Шокей Гакуин (Сендай, Япония), Университете Ланкашира (Престон, Британия).

Среди наиболее значимых работ Лукиной отметим:

Лукина Г.У. Творчество С.И. Танеева в свете русской духовной традиции: Монография. Москва: Композитор, 2015. – 364 с., илл.

Лукина Г.У., Лисовой В.И. Методика преподавания сольфеджио для слабовидящих и незрячих детей в детской музыкальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. – 88 с.

Лукина Г.У. Методические рекомендации к организации самостоятельной работы неслышащих студентов художественных вузов по дисциплине «Философия». Российская государственная специализированная академия искусств; Государственный институт искусствознания. Москва, 2017. – 90 с.

Аминова Г.У. Отечественные истоки творчества С. И. Танеева. Монография. Красноярск: Красноярский гос. ун-т., 2006. – 221 с.

Аминова Г.У. Идея соборности в хоровом и симфоническом творчестве С. И. Танеева. Монография. Красноярск: Красноярский гос. ун-т., 2004. – 140 с.

Работы Лукиной, связанные с составлением, редактированием, подготовкой к изданию:

Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России: сборник по материалам Международной научно-практической конференции. 10–11 октября (Москва, ГИИ), 6–7 ноября (Великобритания, Uclan) 2019 года / Ред-сост. Е.А. Артамонова, Г.У. Лукина, О.М. Табачникова. – М.: Государственный институт искусствознания, 2020. – 448 c., ил., нот.

Proceedings of the 4th international conference on art studies: science, experience, education (ICASSEE 2020). 2020. Сер. Advances in Social Science, Education and Humanities Research Moscow, Russia 27-28 Aug. 2020. Volum 469. Atlantis Press, 2020. ISSN: 2352-5398 ISBN: 978-94-6239-051-5

Искусствознание: наука, опыт, просвещение: сборник статей по материалам Международной научной конференции. 5–6 октября 2018 года // Ред.-сост. Г.У. Лукина. – М.: Государственный институт искусствознания, 2019. – 384 с., ил.

Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей по материалам международной научной конференции. 9–11 ноября 2017 года // Ред.-сост. Г.У. Лукина. – М.: Государственный институт искусствознания, 2018. – 596 с.

Аспирантский сборник. Сборник статей по материалам Международного Форума молодых исследователей искусства «НАУЧНАЯ ВЕСНА-2018» (9-18 апреля 2018 года) Вып.10 / Ред.-сост. Г.У. Лукина. Государственный институт искусствознания. 2019. – 528 с.

Цчиду Садакацу. Россия и Рахманинов глазами японского пианиста // Отв. редактор Г.У. Лукина. Монография. М.: Научный дом, 2016.

Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1915–2015: Сборник статей к 100-летию со дня смерти. Составитель: Г.У. Лукина (Аминова). Москва: Издательство «Научная библиотека», 2015. – 456 с.

Искусство, дизайн и современное образование. Материалы международной научно-практической конференции / Ред.: А.Н. Якупов, Е.Н. Благирева, Г.У. Лукина, А.А. Волкова. Москва: Издательство «Научная библиотека», 2015. – 579. Серия «Научные труды РГСАИ».

Философия без окраин. Сборник научных трудов // Отв. редактор Г.У. Аминова. Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2008. – 152 с.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Лукина Г.У. По страницам английских и российских исследований о творчестве С.И. Танеева // Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России: сборник по материалам Международной научно-практической конференции. 10–11 октября (Москва, ГИИ), 6–7 ноября (Великобритания, Uclan) 2019 года. М.: Государственный институт искусствознания, 2020. С. 201–214.

Кривцун О.А., Беспалов О. В., Проклов И.Н., Беликова М.А., Флорковская А.К., Лукина Г.У., Савенко С.И., Дуцев М. В., Сальникова Е. В., Ступин С.С., Карпов А. В., Мутья Н. Н. Витальность искусства: подходы к исследованию // Художественная культура. 2021. № 1 (36). С. 304-353.

Лукина Г.У. Тайна замысла хорового цикла С.И. Танеева op. 35 на стихи К.Д. Бальмонта // Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей по материалам международной научной конференции. 9-11 ноября 2017 г. Ред.-сост. Г.У. Лукина. М.: Государственный институт искусствознания, 2018. – С. 347-364.

Лукина Г.У. Принципы и подходы обучения в художественных вузах студентов с ограниченными возможностями // «Искусство и социум». Сборник статей по материалам VI Международного научно-практического симпозиума. 1-3 октября 2018. Красноярск: Красноярский государственный институт искусств.

Лукина Г.У. Особенности интонационного развития в «Орестее» Танеева // Музыка в системе культуры: Науч. вестник Урал. консерватории. Вып. 11. Чайковскому посвящается: по материалам Междунар. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского: сб. науч. ст. Ч. 2. / [отв. ред., сост. Е.Е. Полоцкая]; Урал. гос. Консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК, 2016. С. 109-125.

Лукина Г.У. Симфоничность учения В.В. Медушевского о духовной природе музыки // Художественное образование и наука. 1015/2(3). С. 30-33.

Лукина Г.У. По прочтении Эсхила: трилогия «Орестея» С.И. Танеева // Художественное образование и наука. 1015/1(2). С. 125-138

Лукина Г.У. Танеев об искусстве: в диалоге с Л.Н. Толстым // Памяти С.И. Танеева: 1915-2015. Сборник к 100-летию со дня смерти / Сост. Г.У. Лукина. М., 2015. С. 160-175.

Лукина Г.У. О жанровой специфике трилогии «Орестея» С. И. Танеева // Вестник Челябинского государственного университета. Филология — Искусствоведение. 2014. Вып. 91. С. 166—172.

Лукина Г.У. Особенности принципа монотематизма в музыке С. И. Танеева //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10.

Лукина Г.У. Интонационная организация хорового цикла С.И. Танеева на сл. Я.П. Полонского // Вестник МГУКИ. — 2014. — №1 (57). — С. 232—238.

Лукина Г.У. Замысел С.И. Танеева православной кантаты и его реализация: «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» // Вестник МГУКИ. — 2014. — №1 (57). — С. 232—238.

Лукина Г.У. К вопросу о национальном в эстетике С.И. Танеева Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. №7. С. 20-23

Лукина Г.У. Хоровая музыка С.И. Танеева в содержании высшего профессионального музыкального образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. №8.

Аминова Г.У. Творчество Танеева в содержании высшего музыкального образования в контексте интонационно-онтологического подхода // Вестник кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование", 2 выпуск. Moscow, "MSPU" Publishing House, 2014.

Аминова Г.У. Идеи Танеева о будущем русской музыки в контексте отечественной философии XIX — начала XX вв. // Ценности и смыслы. 2011. № 6 (15). С. 64‑76

Аминова Г.У. Концепция Человека Соборного в симфонии до минор С.И. Танеева // Сб. материалов конференции «Проблема художественной интерпретации». Академия музыки им. Гнесиных. М., 2010. С.208-223.

Аминова Г.У. «Орестея» С.И. Танеева: трагедия-мистерия и Православие // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 2 (7). С. 171‑175.

Аминова Г.У. Мировоззренческие основы творчества С.И. Танеева в свете русской религиозно-философской традиции // Вестник Челябинского государственного университета. Филология — Искусствоведение. 2008. Вып. 25. № 26 (127). — С.173—180

Аминова Г.У. Воплощение христианских идей в хоровом цикле ор.27 С.И. Танеева (статья). Христианские образы в искусстве. Вып. 2. Сб. трудов 171. Академия музыки им. Гнесиных. М., 2008. С.124-136.

Аминова Г.У. Национальное в хоровом и инструментальном творчестве С.И. Танеева // Вестник МГУКИ. 2008. №5. С. 243—246

Аминова Г.У. Интонационный мир кантат С.И. Танеева // Новое о Танееве. Сб. статей. ГЦММК им. М.И. Глинки. М., 2007 – с.256-265.

Аминова Г.У. Представления С.И. Танеева об искусстве (по материалам эпистолярного творчества) // Вестник КрасГУ. 2006. №10. С.100—113

Аминова Г.У. Русская версия камерно-инструментального жанра в творчестве С.И. Танеева (на материале анализа квинтета ор. 30) // Вестник КрасГУ. — 2006. — №3. — С. 138—144.

Аминова Г.У. Заразительная энергия музыки // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика: Сб. науч.ст. / Ред. В.И. Жуковский. Краснояр. гос.ун-т. Красноярск, 2004. — С. 7—10.

Lukina G. U. Philosophy of Intonation in Sergey Taneyev’s Cantatas // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Volume 23/ International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2015). Atlantis Press – Paris. ISSN 2352-5398. Р. 42-49.

Lukina G. U. Intonation in the Course of Solfeggio for Visually Impaired and Blind Children // Proceedings of the 2nd International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2018). Art studies: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Paris: Atlantis Press. 2018. С. 643-648.

Lukina G. U. The system of formation of compensatory factors in blind musicians in the solfeggio lessons // Proceedings of the 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2017). Art studies: Science, Experience, Education International scientific conference. November 9-11 2017. Серия книг: Advances in Social Science Education and Humanities Research. Том: 171.  Paris: Atlantis Press. 2017. С. 350-354.

Csikota Josef, Lukina Galima. The Peculiarities of Frigyes Hidas's Style of Wind Music // Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 469 Moscow, Russia 27-28 Aug. 2020. ISSN: 2352-5398 ISBN: 978-94-6239-051-5 Atlantis Press. P. 104-109. https://dx.doi.org/10.2991/assehr.k.200907.019 и другие (см.: https://www.elibrary.ru/author_items.asp, https://app.webofknowledge.com/author/record/6373971).

 

Во время посещения данного сайта СГИИ имени Д. Хворостовского может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

  
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk