Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»
Профиль «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

Ударные инструменты

 

Вид: очное (4 года) и заочное формы обучения (5 лет)

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

  • Профессиональное испытание: теория музыки (сольфеджио и гармония - письменно и устно)
  • Творческое испытание: исполнение подготовленной программы и собеседование

1. Исполнение программы

Поступающий должен:

  • знать наизусть все гаммы (на экзамене спрашивается 1 мажорная и 1 минорная гамма по выбору комиссии);

при игре гамм: уметь исполнять тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре с обращениями, а также хроматическую гамму от любой ноты;

  • подготовить 4 этюда и исполнить один из них по нотам (по выбору комиссии);
  • исполнить одну или две части, или целиком произведение крупной формы (концерт, соната и т.д.) в сопровождении с фортепиано или два произведения малой формы, контрастных по характеру. Все произведения исполняются наизусть.

 

Примерный репертуарный список

 

Малый барабан

Поступающий должен:

- исполнить тремоло в различных динамических комбинациях: «двойка», в разных нюансах, с ускорением темпа, с переходом к дроби, с возвращением к первоначальному движению;

- исполнить один этюд, например: В. Осейчук. Ритмические этюды;

- прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных фигур, уметь использовать различные нюансы.

 

Литавры

Поступающий должен:

- исполнить одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру, с ускорением и замедлением, тремоло от пианиссимо до фортиссимо и другие нюансы;

- исполнить ритмический этюд, например: Б.Осадчук. Ритмические этюды, оркестровые записки;

- прочитать с листа ритмические комбинации.

- уметь настраивать и перестраивать литавры.

 

Ксилофон, маримба

Поступающий должен:

- исполнить один этюд наизусть, например: Н. Платонов. 30 этюдов для флейты; В. Купинский. Школа игры на ксилофоне;

- исполнить одну или две части концерта или сонаты, или две пьесы виртуозного характера в сопровождении фортепиано. Например: И.С. Бах. Концерт для скрипки ми мажор; В. Моцарт. Концерт для скрипки; П. Чайковский. Русский танец; П. Чайковский. Вальс – скерцо или др. произведения примерного уровня сложности.

 

Абитуриенты, представившие программы, не соответствующие программным требованиям, к прослушиванию не допускаются.

Собеседование

Собеседование проводится сразу после исполнения программы и выявляет общекультурный уровень абитуриента, его знания музыкальной литературы в объеме курса музыкальной школы, а также знания в области культуры и смежных видов искусств.

Поступающий должен рассказать о произведениях, исполненных на экзамене, композиторах, знать музыкальные термины, особенности конструкции и звукоизвлечения своего музыкального инструмента (из истории создания).

 2. Теория музыки

Сольфеджио

Поступающий должен:

 

  • написать одноголосный диктант, в форме периода (8-12 тактов), содержащий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства, синкопы, триоли, пунктирные ритмические фигуры;
  • спеть с листа одноголосный пример, включающий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства в простых и сложных размерах с применением синкоп, триолей;
  • определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука и в тональности; определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука; небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.

 

Гармония

Поступающий должен владеть материалом в объеме программы музыкального колледжа для данной специальности: аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой группы с обращениями, аккорды двойной доминанты, альтерация в аккордах субдоминантовой и доминантовой групп, альтерация в аккордах двойной доминанты, модуляция в тональности 1 степени родства, диатонические и модулирующие секвенции, энгармонизм уменьшенного и малого мажорного септаккорда, разрешение неустойчивых аккордов в устойчивые, правила голосоведения, типичные экспозиционные и заключительные обороты, оформление каденций.

Поступающий должен выполнить письменную контрольную работу, включающую следующие задания:

  • Построение аккордов в тональности;
  • Определение аккордов в тональности;
  • Разрешение аккордов в тональности;
  • Исправление ошибок в данном гармоническом обороте;
  • Определение общего и модулирующего аккордов в небольшом модулирующем построении (3-4 такта);
  • Запись двух звеньев модулирующей секвенции данного мотива;
  • Гармонизация краткого мелодического построения (2-4 такта);
  • Гармонический анализ небольшого фрагмента из музыкального произведения – определение тонального плана, функций аккордов (уровень сложности: Бетховен Andante из фортепианной сонаты №10, начальный период).

Время выполнения – 70 минут.

Во время посещения данного сайта СГИИ имени Д. Хворостовского может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

  
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk