Приемные требования по программе подготовки бакалавра
по специальности 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»
Ударные инструменты
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- исполнение подготовленной программы
- коллоквиум
- теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно).
1. Исполнение программы
Поступающий должен:
• исполнить все гаммы до трех знаков включительно (по выбору комиссии);
• играть тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре;
• исполнить один этюд наизусть и один из пяти по нотам (по выбору комиссии);
•
исполнить одну или две части произведения крупной формы (концерт,
соната) или два произведения малой формы, контрастных по характеру.
Примерный репертуарный список
Малый барабан
Поступающий должен:
-
исполнить тремоло в различных динамических комбинациях: «двойка», в
разных нюансах, с ускорением темпа, с переходом к дроби, с возвращением к
первоначальному движению;
- исполнить один этюд, например: В. Осейчук. Ритмические этюды;
- прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных фигур, уметь использовать различные нюансы.
Литавры
Поступающий должен:
-
исполнить одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом
на другую литавру, с ускорением и замедлением, тремоло от пианиссимо до
фортиссимо и другие нюансы;
- исполнить ритмический этюд, например: Б.Осадчук. Ритмические этюды, оркестровые записки;
- прочитать с листа ритмические комбинации.
- уметь настраивать и перестраивать литавры.
Ксилофон или маримбофон
Поступающий должен:
- исполнить один этюд наизусть, например: Н. Платонов. 30 этюдов для флейты; В. Купинский. Школа игры на ксилофоне;
-
исполнить одну или две части концерта или сонаты, или две пьесы
виртуозного характера в сопровождении фортепиано. Например: И.С.Бах.
Концерт для скрипки ми мажор; В. Моцарт. Концерт для скрипки; П.
Чайковский. Русский танец; П.Чайковский. Вальс - скерцо.
Абитуриенты, представившие программы не соответствующие программным требованиям, к прослушиванию не допускаются.
2. Коллоквиум
Собеседование выявляет общекультурный уровень абитуриента, его знания
музыкальной литературы в объеме курса музыкальной школы, а также знания
в области культуры и смежных видов искусств.
Поступающий должен рассказать о произведениях, исполненных на экзамене, композиторах.
3. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать одноголосный диктант, в форме периода (8-12 тактов), содержащий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства, синкопы, триоли, пунктирные ритмические фигуры; время написания – 25 минут;
- спеть с листа одноголосный пример, включающий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства в простых и сложных размерах с применением синкоп, триолей;
- определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука и в тональности; определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука; небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
Гармония
Поступающий должен:
- гармонизовать мелодию в форме периода, содержащего отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Встречающиеся в условии неаккордовые звуки отмечаются звездочками. При гармонизации мелодии рекомендуется использовать средства, изученные в объеме программы курса гармонии для студентов оркестровых отделений музыкальных училищ; время написания – 2 часа;
- сделать гармонический анализ (с предварительной подготовкой) небольшого фрагмента. В качестве материала для анализа может быть предложена как фортепианная литература с несложной фактурой (например, медленные части сонат Л. Бетховена №3, 4, 7, 8), так и оригинальная литература.