Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.04 «Искусство народного пения»
Профиль «Хоровое народное пение»

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

  • дирижирование
  • коллоквиум
  • теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно)
  • исполнение подготовленной программы на фортепиано

1. Дирижирование

Поступающий должен:

  • исполнить на фортепиано хоровое сочинение без сопровождения;
  • продирижировать хоровое произведение с сопровождением (оригинальное или фрагмент оперной сцены, кантаты, оратории, сюиты и т.п.);
  • спеть наизусть, с тактированием рукой, хоровые партии (по горизонтали) с текстом и последовательность аккордов (по вертикали: снизу вверх) в партитуре a cappella, исполненной на фортепиано;
  • проанализировать текстовое и музыкальное содержание представленных сочинений;
  • выполнить музыкально-теоретический и исполнительский анализ представленных сочинений;
  • продемонстрировать знание основ хороведения и народного музыкально-поэтического творчества;
  • исполнить два разнохарактерных и разножанровых народно-песенных произведения с демонстрацией навыков народной хореографии и, желательно, владением народными инструментами (гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, трещотки и др.).


Примерный список хоровых произведений с сопровождением:

  • Римский-Корсаков Н. «Красному солнышку слава» из оперы «Майская ночь»; хор слепцов-гусляров из оперы «Снегурочка»; «Из дебрей глубоких» из оперы «Млада»
  • Мусоргский М. «Батя, батя» из оперы «Хованщина»
  • Бородин А. «Солнцу красному слава» из оперы «Князь Игорь»
  • Аренский А. «У меня ль во садочке» из оперы «Сон на Волге»
  • Кастальский А. «Вышли в поле косари», «Жито»
  • Листопадов А. «Не дует с гор»
  • Новиков А. «Эй, ухнем»
  • Моцарт В. «Мы сегодня рано встали» из оперы «Свадьба Фигаро»; «Спит безмятежно море» из оперы «Идоменей»
  • Вагнер Р. Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин»
  • Гендель Г. «Песня победы» из оратории «Иуда Маккавей»
  • Шуберт Ф. «Kyrie» из Мессы соль-мажор

2. Собеседование

На собеседовании поступающий должен обнаружить как специальные знания в области народно-певческого искусства, так и общий культурный кругозор. Вопросы могут касаться:

  • народного музыкального творчества (см. учебники по русскому народному музыкальному творчеству Т. Поповой, Н. Бачинской, А. Рудневой, В. Щурова);
  • методики работы с народно-певческими коллективами (см. пособия Н. Калугиной, А. Рудневой, Г. Рождественской, Л. Антиповой, Л. Шаминой и др.);
  • культуры родного (для абитуриента) края;
  • творчества выдающихся деятелей мировой культуры и искусства (классиков и современников);
  • исполненной экзаменационной программы (произведений a'cappella и с сопровождением;
  • истории России (включая современные процессы ее развития), политических и общественных движений в России.

3. Теория музыки

Сольфеджио

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант гармонического, полифонического или подголосочного склада с мелодически развитыми голосами в простых и сложных размерах, в форме периода, с использованием отклонений в тональности первой степени родства;
  • спеть с листа одноголосную мелодию, включающую отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию ступеней лада и все виды неаккордовых звуков. Примеры: романсы П. Чайковского, Р. Шумана, М. Балакирева, Г. Свиридова;
  • определить на слух: интервалы и аккорды (все виды трезвучий и септаккорды) в тесном и широком расположении, их структуру, вид обращения, а также гармоническую функцию по заданной настройке.

 

Гармония

Поступающий должен владеть материалом в объеме программы музыкального колледжа для данной специальности: аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой группы с обращениями, аккорды двойной доминанты, альтерация в аккордах субдоминантовой и доминантовой групп, альтерация в аккордах двойной доминанты, модуляция в тональности 1 степени родства, диатонические и модулирующие секвенции, энгармонизм уменьшенного и малого мажорного септаккорда, разрешение неустойчивых аккордов в устойчивые, правила голосоведения, типичные экспозиционные и заключительные обороты, оформление каденций.

Поступающий должен выполнить письменную контрольную работу, включающую следующие задания:

  • Построение аккордов в тональности;
  • Определение аккордов в тональности;
  • Разрешение аккордов в тональности;
  • Исправление ошибок в данном гармоническом обороте;
  • Определение общего и модулирующего аккордов в небольшом модулирующем построении (3-4 такта);
  • Запись двух звеньев модулирующей секвенции данного мотива;
  • Гармонизация краткого мелодического построения (2-4 такта);
  • Гармонический анализ небольшого фрагмента из музыкального произведения – определение тонального плана, функций аккордов (уровень сложности: Бетховен Andante из фортепианной сонаты №10, начальный период).

Время выполнения – 70 минут.

4. Исполнение подготовленной программы на фортепиано.

Цель экзамена – выявить у поступающих навыки игры на фортепиано.

Поступающий должен:

  • исполнить программу, состоящую из произведений полифонической, крупной и малой форм.

Например:
Вариант I
И.С. Бах. Прелюдия и фуга Си бемоль мажор, ХТК I том
В. А. Моцарт. Соната До мажор, К.284, 1 часть
А. Скрябин. Ноктюрн №1 соч. 5

Вариант II
И.С. Бах. Трехголосная инвенция Ре мажор
Б. Барток. Сонатина Ре мажор, 1часть
А. Аренский. Прелюдия соль минор, соч. 63 №5

  • прочитать с листа произведение, по трудности соответствующее уровню фортепианной подготовки абитуриента (по выбору экзаменатора).
 

Во время посещения данного сайта СГИИ имени Д. Хворостовского может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

  
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk