С 1 ноября по 1 декабря 2022 года в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского проходил Второй Всероссийский конкурс учебных и учебно-методических пособий по музыкально-теоретическим предметам и композиции, организованный кафедрой теории музыки и композиции. С результатами конкурса можно ознакомиться в разделе: Мероприятия-Конкурсы. https://kgii.ru/meropriyatiya/konkursy
Конкурс проводился по следующим номинациям:
-Учебники, учебные и учебно-методические пособия по музыкально-теоретическим предметам и композиции для обучающихся в ДМШ, ДШИ;
-Учебники, учебные и учебно-методические пособия по музыкально-теоретическим предметам и композиции для обучающихся в учреждениях СПО;
-Учебники, учебные и учебно-методические пособия по музыкально-теоретическим предметам и композиции для обучающихся в вузах;
-Методические статьи и разработки, посвященные вопросам преподавания музыкально-теоретических предметов и композиции.
В жюри, помимо преподавателей, доцентов и профессоров кафедры теории музыки и композиции, вошёл Андрей Михайлович Лесовиченко – доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-аналитического отдела Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Возглавляла работу жюри Людмила Павловна Казанцева – доктор искусствоведения, профессор Астраханской государственной консерватории и Волгоградского государственного института искусств и культуры, заведующая Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания, действительный член (академик) Российской академии естествознания и Международной академии информатизации, член Союза композиторов России, Научного комитета Общества теории музыки России, Российского профессорского собрания, заслуженный деятель науки и образования (РАЕ).
В течение ноября преподаватели учреждений ВПО и СПО, ДМШ и ДШИ присылали свои материалы. В конкурсе участвовали авторы пособий и статей из Донецка, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Воронежа, Волгограда, Тольятти, Тюмени, Новокузнецка, Томска, Красноярска, Кодинска, Иркутска, Улан-Удэ.
Самое большое количество присланных материалов предназначено для учащихся начальной ступени музыкального образования. Жюри познакомилось с двумя пособиями по дисциплине «Слушание музыки». Одно из них «Как научиться слышать музыку» по предмету «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ принесло своему автору, Ларисе Алексеевне Филимоновой из Иркутска, звание лауреата I степени. Это пособие выстроено по оригинальному плану, снабжено аудиоприложением. Книги для учеников 1 и 2 класса уже вышли в Санкт-Петербурге в издательстве «Композитор». Учебник для 3 класса готовится к изданию там же.
У автора другого пособия, тоже опубликованного в Санкт-Петербурге в издательстве «Композитор», – Рабочей тетради для 1 класса и Методических рекомендаций к ней – Татьяны Анатольевны Гуровой – иной подход к веде́нию предмета, что можно только приветствовать. Жюри присудило автору звание лауреата III степени.
Оригинальнейшее Учебно-методическое пособие для учащихся и преподавателей ДМШ, ДШИ, музыкальных лицеев, общеобразовательных школ и любителей «Музыкальное ориентирование», опубликованное издательством «Союз художников», представила на конкурс Елена Юрьевна Столова (СПб, ГБНОУ «Санкт-Петербургский музыкальный лицей») с коллективом соавторов: Г. В. Даниленко (лицей искусств «Санкт-Петербург»), И. А. Кондратьева (СПб ДШИ им. П. А. Серебрякова), Е. В. Маруда (СПб ДШИ им. В. А. Гаврилина); О. Ю. Рогальская (СПб ДМШ № 9); М. В. Цилевич (СПб ДМШ им. С. С. Ляховицкой); Г. Н. Энвальд (СПб ДШИ им. Е. А. Мравинского). Составители этого пособия удостоены звания лауреатов I степени.
Ещё одна проблема, закономерно привлекающая внимание преподавателей, – это развитие музыкального слуха на начальном этапе обучения. Поиск путей её решения обусловил создание новых пособий по сольфеджио. Преподаватели Санкт-Петербургского музыкального лицея Марина Витальевна Дельнова и Анна Геннадьевна Машкович прислали на конкурс учебное пособие для детских школ искусств «Сольфеджио. Двухголосие», рассчитанное на весь курс обучения. Оно вошло в число лучших работ, а авторам присвоено звание лауреатов II степени.
Дипломы лауреатов III степени присуждены Наталье Александровне Лесной и Алёне Константиновне Пикаловой из Тольятти, которые подготовили Учебно-методическое пособие по сольфеджио и хоровому классу «С песенкой по лесенке» для учащихся 1-2 классов, а также Алле Петровне Печень, преподавателю Музыкальной школы № 1 им. Н. Леонтовича г. Донецка, за Рабочую тетрадь по сольфеджио для учащихся 3 класса.
Ирина Александровна Борисова из Кодинска отмечена званием Дипломанта конкурса за учебные пособия «Сольфеджио. Правила» для пятилетнего и восьмилетнего курса обучения.
В номинации «Учебники, учебные и учебно-методические пособия по музыкально-теоретическим предметам и композиции для обучающихся в учреждениях СПО» ярко выделилось и признано лучшим Учебно-методическое пособие Ольги Викторовны Сафроновой (Красноярск) «Ошибки в задачах по гармонии»/ «Образцы решений задач по гармонии». Автор заслужил звание лауреата I степени.
Лауреатом II степени названа Наталья Владимировна Перепич (Красноярск), представившая на конкурс работу «Музыкальная грамота: пособие-практикум на материале вокальной музыки», предназначенную, в первую очередь, для обучающихся музыкальных училищ и колледжей по специальности «вокальное искусство», но допускающее и более широкое применение.
Дипломом отмечено пособие Веры Дмитриевны Андреевой из Томска «Задачи по гармонии» (для специальности «Теория музыки»).
В вузовской номинации званием лауреата I степени удостоена Наталья Михайловна Найко – автор пособия «Основы композиции. Часть I. Мелодия: некоторые теоретические и практические аспекты».
Диплом лауреата III степени присуждён авторам из Волгограда Ольге Владимировне Шмаковой и Виктории Юрьевне Коваленко за пособие «Концептуальный анализ рок-альбома «Недосказанность» («Innuendo») Фредди Меркьюри и группы «Квин» («Queen»)».
Среди авторов статей жюри отметило званием лауреата III степени Светлану Александровну Бархатову (Тюмень), приславшую работу «Об одном недоразумении в практике преподавания в ДШИ или о том, как «правильно» исполнять гамму мелодического минора». Диплом конкурса заслужила Марина Александровна Денщик (Красноярск) за статью «О применении синестезийного подхода на музыкальных занятиях в группах раннего эстетического развития ДМШ и ДШИ».
Авторы остальных пособий и статей, присланных на конкурс, получат Благодарственные письма.
Организаторы конкурса признательны всем участникам конкурса, поделившихся своим опытом, и желают творческого вдохновения и профессиональных успехов!
Вот как высказалась о состоявшемся конкурсе председатель жюри, профессор Л. П. Казанцева: Только что проведенный конкурс учебно-методических работ, безусловно, показателен и полезен для участников музыкально-образовательного процесса. Среди материалов, присланных на конкурс, оказались довольно интересные пособия. Званием лауреатов I премии жюри отметило авторов действительно достойных работ.
Хочется отметить весьма любопытный учебник «Слушанье музыки» для 1 и 2 классов Л. А. Филимоновой.
Тепло поддерживаю появление подобных публикаций, поскольку рассматриваю "Слушание музыки" как первую ступень лестницы, ведущей к весьма актуальной и даже остро необходимой в учебном процессе дисциплине, которой я занимаюсь более 25 лет, "Музыкальное содержание" (хотя не отрицаю здесь и другую траекторию – путь к "Истории музыки").
Достаточно высоко оцениваю работу О. В. Шмаковой о корифее рок-музыки Фредди Меркьюри, исходя из практической её пользы и из основательности, с которой избранный феномен изучен – в этой области мне почти не приходилось встречать серьезных научных исследований (не упоминаю капитальные книги В. Н. Сырова, А. М. Цукера, энциклопедию "Джаз" и подобные издания), а тем более – методических.
К сожалению, в разных конкурсных работах есть некоторые неточности, причём, не всегда мелкие. Но нам хотелось всё же поддержать авторов, предлагающих новые конструктивные идеи и разработавших целую систему преподавания учебной дисциплины, поддержать людей творческих и ищущих. Хочется надеяться на то, что именно за ними будущее нашей музыкальной педагогики. (Автор статьи Н.М. Найко)