В начале декабря Институт искусств принимал в своих стенах мастеров духового искусства, дирижеров и педагогов со всей России в рамках I Всероссийского форума духового искусства «Енисейские фанфары 2020». Значимость этого мероприятия неоднократно подчёркивалась как самими участниками форума, так и представителями Министерства культуры.
Кроме грандиозных концертов, наши зрители на протяжении недели наблюдали в социальных сетях института фоторепортажи с места событий. Над медиа частью работала большая команда студентов по направлению «Кино, фото- и видеотворчество». Многие зрители отметили блестящую работу ребят и их педагога — Сергея Матерухина, старшего преподавателя кафедры «Народная художественная культура».
Одним из итогов работы Сергея Николаевича стал фотопроект «Душа дирижёра». Предлагаем вам ознакомиться с его фотоработами и понять философию его отношения к фотографии и работе фотографа.
«Для моих студентов - начинающих фотографов, порой теряющих веру в дух творца»
«Всем известно, что фотография — это механизм фиксации света. Другими словами, фотокамера фиксирует элементарную частицу - фотон, прошедший через объектив фотокамеры. Какие сюрпризы преподносит Фотографу знание этого факта?
Концепция репортажной фотосьёмки всегда строилась на некой мифической вере в то, что репортёр — это нейтральный и объективный посредник между событием и зрителем, фиксирующий некую «прозрачную копию» реального видимого зрителю мира за счет отраженных частиц света, попавших в объектив его фотокамеры.
В противовес этому живому схватыванию реальности ставится режиссура репортажа, которая поднимала проблемы фальсификации. Она воспитывала и развивала зрителя, подталкивая к вдумчивому отношению к репортажным изображениям.
Сегодня, базируясь на современных знаниях физики поведения элементарных частиц – квантов, появилось новое отношение к получаемым изображениям. Технология современных цифровых камер фактически представляется квантовыми сенсорными счётчиками. Производители таких «счётчиков» прежде всего соревнуются в точности и стабильности учёта квантов света. Зритель, соответственно, ожидает от запечатлённого в фото изображении резкое, детализированное до крайности, приукрашенное двумерное изображение реальности соразмерно его настроению или моде.
Превращая привычную фотофиксацию реальных событий в статичные замороженные изображения - цифровые снимки, «квантуя» реальный мир, дробя его таким образом на бесконечное количество неделимых частичек, «квантов», «карпускул» нить человеческого бытия становится похожей на расходящиеся вокруг нас волны отношений и взаимодействий.
В физике часто встречается понятие «Эффект наблюдения». Используя этот термин, я хочу поднять значимость и вернуть всевозможные лавры «носильщикам фотооборудования». Хочу напомнить: у вдумчивого наблюдателя зрачок очень чёрный, он поглощает свет - это «черная дыра» в ваш внутренний космос в ваше сознание, и ни один квант света не вырвется из зрачка вдумчивого наблюдателя.
Вспомним еще одну торию из квантовой физики: «Даже пассивное наблюдение за квантовыми эффектами, может фактически изменить результат измерения». Так при появлении наблюдателя квант света меняет свои волновые свойства на свойства частицы. Напомню, квантовые эффекты — это то, что фиксирует фотокамера. Другими словами, появление наблюдателя в лице фотографа изменяет видимый мир.
Сам факт возможности влияния на событие абсолютно любого масштаба, не взирая на режиссируемые ожидаемые результаты данного события, могут оказаться ничтожными при появлении наблюдателя – простого фотографа - энтузиаста. Более того, зачастую результат события оказывается полностью противоположным режиссируемому. Надеюсь эти слова вдохновят многих энтузиастов и любителей фотографии, и особенно моих учеников.
В декабре на базе нашего института прошёл фестиваль духового искусства. Корень Дух. Древняя музыка духа. Музыка трубадуров, рыцарей, мечтателей, романтиков. Сегодня же духовая музыка — это фундамент симфонических оркестров.
В духовой музыке основной инструмент и резонатор — это тело музыканта. Невероятное и впечатляющее действо, вызывающее восторженные эмоции. Музыка, резонирующая с каждой клеткой моей сущности, человеческим духом…
Снимать репортаж со столь значимого мероприятия просто «квантуя» его и дробя на «порционные» изображения, превращая в набор из этих изображений — задача слишком банальная, «цифровая». Вспоминая об эффекте наблюдателя в очередной раз, я спрашивал себя «Какими качествами должен обладать наблюдатель-фотограф, чтобы не повлиять и не изменить свойства фиксируемых событий? Возможен ли вариант проникновения в некий «закрытый» мир музыканта-духовика, невидимый обычному зрителю? Возможно ли обнаружить новые смыслы в получаемых фотоизображениях, не изменив объекты наблюдения? Как раскрыть истинный дух, воплощенный в гармоничном волновом распространении чарующих звуков духового инструмента?».
Я нашел решение. Я спрятался за ширму обычного зрителя, не отягощённого камерой, составляя своё личное отношение к главным действующим лицам фестиваля — дирижёрам. Только ассоциации и впечатления от утробных звуков тромбона и возвышающей эйфории альтов, только погружение в чарующие волны плотного звука духовых инструментов встали во главу запечатленного. Им был образ дирижера, его живого движения, выхода за пределы видимого, спонтанное, невидимое человеческому глазу перерождение в метафору и, наконец, возвращение в портрет обычного человека.
Это не замороженные изображения. Надеюсь, вы увидите в них гиперболизированный характер, который был мною подмечен. Может не настолько ярко и мощно, как он предстал перед вами в этих работах.
Думаю, эти изображения отзовутся в вас, уважаемые зрители, новыми эмоциями, а сами модели откроют себя заново в этих невероятных образах, характерах и сущностях.
Я несколько лет я занимаюсь преподаванием фото мастерства, и ту серию хочу дополнить работой моей студентки Алены Ротенберг. Думаю, вы по достоинству оцените начинающего творца – фотографа, меняющего реальность».
Все фотоматериалы выставки, а также фоторепортажи с Форума размещены в нашей группе ВКонтакте.
Также предлагаем к просмотру видеозапись Заключительного концерта форума «Парад дирижёров». Над видео работали 4 студента института: Алёна Ротенберг, Дарина Герасимова, Алексей Сотников, Александр Остапенко, а ещё выпускница вуза Юлия Шульгина.