Красоту в мире создает человек. Подумать только, что являла бы собой наша планета, не будь на ней собора Санта Мария дель Фиоре, фресок Микеланджело, музыки Моцарта и Баха, стихов Пушкина и Цветаевой…
Музыка – одна из нитей, связывающих человека с Бесконечностью.
Служить музыке – величайшее наслаждение. И ответственность.
Ведь от того, как пройдёт сегодня концерт, возможно, зависит главное – поверят ли люди? Поверят ли в то, что в этом мире, рядом с тяготами и цинизмом всё же осуществляется Идеал. И пусть совершенство недостижимо. Но именно к Недостижимому и стремятся артисты. С Божьей помощью и в меру своих сил!
М. И. Бенюмов
Слова М. И. Бенюмова, приведённые в эпиграфе, как нельзя лучше раскрывают многогранную и плодотворную деятельность этой неординарной личности, одарённой помимо большого музыкального таланта, неимоверным трудолюбием и мощной энергией творчества.
Михаил Иосифович Бенюмов – заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор, создатель, художественный руководитель и дирижёр Красноярского камерного оркестра, инициатор и организатор международных конкурсов и фестивалей… Но вернёмся к началу его творческого пути.
М. И. Бенюмов получил образование, занимаясь у известных отечественных педагогов. Он родился в Киеве в 1948 году. Учился в ДМШ № 3 Киева в классе Г. Е. Ямпольского. В 1962 году поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку им. Гнесиных в Москве в класс М. А. Гарлицкого. Высшее образование получил в Российской академии музыки (РАМ) им. Гнесиных у профессора М. С. Блока. Там же окончил ассистентуру-стажировку у народного артиста России, профессора М. И. Фихтенгольца. Помимо названных педагогов, большое влияние на становления творческого мировоззрения и исполнительского мастерства М. И. Бенюмова оказали его учителя в вузе по классам квартета и камерного ансамбля – народные артисты России Р. Д. Дубинский и В. К. Тонха.
Педагогическая деятельность Михаила Иосифовича началась в Киргизском государственном институте искусств с 1971 года. Параллельно он заведовал отделением струнных инструментов во Фрунзенской специальной школе-десятилетке. В Киргизии М. И. Бенюмов проработал до 1977 года. За это время некоторые его юные ученики поступили в Музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, а студенты института получили звания дипломантов и лауреатов республиканских и региональных конкурсов.
Конец 1970-х годов – судьбоносный период в музыкальной летописи Красноярска. В городе согласно широкомасштабным государственным планам в рекордно короткие сроки – в течение двух лет (1977–1978) – создаются симфонический оркестр, театр оперы и балета и институт искусств (КГИИ). В Красноярск приглашаются высококвалифицированные специалисты из культурных центров союза. В числе новых музыкально-творческих сил города был и М. И. Бенюмов. Попав в музыкальный водоворот молодого сибирского города, он сразу занял активную творческую позицию и возглавил многие созидательные процессы развития его академической музыкальной культуры.
В Красноярском государственном институте искусств Михаил Иосифович работает с его открытия в 1978 году. С 1982 по 2010 год М. И. Бенюмов заведовал кафедрой оркестровых струнных инструментов. Обладая ценными знаниями, полученными у лучших представителей отечественной скрипичной школы, а также богатым собственным исполнительским опытом, Михаил Иосифович со всей ему присущими энергией и целеустремленностью передавал их своим ученикам. Главный критерий педагогической работы М. И. Бенюмова – высокое качество исполнения. Взыскательный к себе, он строгий и к своим подопечным. Учащихся его класса всегда отличали требовательное отношение к интонации, культуре звука, штрихам, фразировке, эмоциональной наполненности исполнения. Среди его воспитанников лауреаты и победители краевых, региональных, всероссийских и международных конкурсов: Ф. и Е. Белугины,
Р. Бенюмова, М. Винер, М. Гаджиева, С. Галаган, Я. Ефремов, Л. Жуковский,
В. Иванов, Д. Казанцев, Л. Коваленко, В. Коковин, А. Колбин, А. Куроедова, А. Литвинов, А. Луговцева, Ю. Новикова, А. Рогаткина, Ю. Сорокина,
С. Тихонов, В. Тэн, Ю. Харюшина, Е. Хорошавина, Е. Царёва, А. Чаплинская,
Д. Шестаков, Е. Широва и др.
Педагогическая работа Михаила Иосифовича с самого начала его профессиональной деятельности охватывала все звенья отечественной системы музыкального образования, формируя грамотную и гармоничную последовательность и непрерывность в учебном процессе, направленном на выявление и воспитание талантливых и оснащённых скрипачей. Большое внимание он всегда уделял детям, считая, что легче изначально правильно поставить руки, задать нужные координаты и верные ориентиры для успешного развития маленького скрипача, нежели исправлять ошибки уже в старшем возрасте. М. И. Бенюмов был среди идейных вдохновителей создания специальной школы-десятилетки при Институте искусств, а затем вёл многочисленный класс в музыкальном лицее. Его лицеисты уже с ранних лет становились «звёздочками» Красноярска (Ф. и Е. Белугины, Р. Бенюмова, М. Гаджиева, Л. Жуковский, А. Куроедова, Е. Царёва и др.), а взрослея – высокопрофессиональными музыкантами. С прекращением функционирования этого учебного заведения как учреждения министерства культуры, педагогическая деятельность Михаила Иосифовича в начальном и среднем образовательных звеньях не остановилась. С организацией в 2002 году структурного подразделения Института искусств – Музыкального колледжа – М. И. Бенюмов неустанно готовит кадры к обучению в ВУЗе. Он работает в различных детских музыкальных школах Красноярска, неутомимо взращивая новые таланты и открывая слушателям новые имена. Л. Бабаева (ДМШ №1), Д. Манза (ДШИ № 8), Л. Казимир, А. Сластных (ДМШ № 10) – девочки-скрипачки, которые успешно занимаются под руководством профессора. С каждым годом совершенствуя исполнительские навыки, они активно расширяют географию конкурсных выступлений и завоёвывают всё большее признание у публики. Несмотря на свой юный возраст, 13-летняя Дарья Манза, которая учится у Михаила Иосифовича с 8 лет, уже имеет внушительный список наград престижнейших состязаний. Даша является двукратной серебряной медалисткой Дельфийских игр, обладателем первой премии X международного юношеского конкурса имени Е. А. Мравинского в Санкт-Петербурге, лауреатом Международного конкурса юных скрипачей (Новосибирск, 2016, III премия), дипломантом XVI и XVII Международных телевизионных конкурсов юных музыкантов «Щелкунчик» (Москва, 2016, 2017) и др. Даша Манза играет на скрипке известного современного французского мастера Алана Карбонара, подаренной ей на закрытии международного фестиваля «Москва встречает друзей» Владимира Спивакова.
Михаил Иосифович регулярно возглавляет и входит в состав жюри городских, региональных, всероссийских и международных конкурсов, принимает участие в методических конференциях различных рангов, проводит курсы повышения квалификации для педагогов-струнников Красноярского края, мастер классы в Красноярске и других городах Восточной Сибири, а также для студентов Новосибирской консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных. М. И. Бенюмов выступил одним из инициаторов и организаторов музыкального конкурса «Надежда», который приобрёл большую популярность на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке России. Изначально «Надежда» обладала городским статусом, затем краевым, межрегиональным, а с 2001 года стала международным конкурсом.
В своей богатой и плодотворной педагогической деятельности Михаил Иосифович сделал немало, но, пожалуй, наиболее трудоёмким и вместе с тем успешным начинанием было обучение младшей дочери-скрипачки – Риммы Бенюмовой. Учить собственного ребенка, пусть даже музыкально одарённого – особый педагогический подвиг, на который решаются далеко не многие родители. Первые конкурсные выступления Риммы, в то время девятилетней артистки, состоялись в 2003 году: она стала лауреатом Красноярского краевого конкурса и II открытого конкурса скрипачей «Запад-Сибирь-Восток» (Новосибирск). Впоследствии Римма завоёвывала победу на многих престижных международных конкурсах в России и Европе. Она является трёхкратной золотой медалисткой Дельфийских игр, ведёт активную гастрольную концертную деятельность. Римма – участница многих международных фестивалей, среди которых «Москва встречает друзей» В. Спивакова, «Милано–музыка», «Азия–Сибирь–Европа», «Бахакадемия», «Неделя Брамса», «Ольденбург–променад», и мастер-классов ведущих скрипачей-педагогов: С. Крылова, А. Винницкого, О. Крыса, Д. Шварцберг, З. Брона, М. Венгерова, В. Третьякова. Римма окончила в Красноярске Гимназию № 12 «Музыки и театра» по классу М. И. Бенюмова. Она продолжила обучение в авторитетных музыкальных учебных заведениях Германии: сначала в Университете искусств Берлина у Томаша Томашевского, а затем в Высшей школе музыки Берлина им. Ханса Эйслера в классе Улфа Валлина. Римма Бенюмова играет на скрипке итальянского мастера Андреа Постаккини 1853 года, любезно предоставленной владельцем частной коллекции.
Званий лауреатов премии Главы города Красноярска в номинации «За высокие достижения в области культуры и искусства» удостоены ученики
М.И. Бенюмова – Р. Бенюмова, М. Гаджиева, Л. Жуковский, А. Рогаткина, Д. Шестаков, премии Губернатора Красноярского края –
Р. Бенюмова, М. Гаджиева, Л. Жуковский, А. Куроедова, премии Президента РФ для поддержки талантливой молодёжи – М. Гаджиева и Л. Жуковский.
Некоторые выпускники класса Михаила Иосифовича продолжили своё образование у него в ассистентуре-стажировке и аспирантуре – М. Георгиева, А. Рогаткина, Е. Царёва. После окончания они остались преподавать на кафедре оркестровых струнных инструментов Института искусств, совмещая педагогику с исполнительской и научной деятельностью.
Можно с уверенностью говорить о том, что М. И. Бенюмов является признанным авторитетом в области современной отечественной скрипичной педагогики. В Красноярске за несколько десятилетий ему удалось сформировать школу, полноправно включённую в орбиту мирового академического искусства. Его воспитанники успешно учатся и работают в крупнейших культурных столицах. Перечислим лишь несколько имён: Алина Куроедова – в настоящее время одна из лучших учениц народного артиста СССР, профессора Э. Д. Грача (МГК им. П. И. Чайковского); Фёдор Белугин – выпускник Московской консерватории, участник струнного квартета им. Д. Ойстраха, старший преподаватель кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории и кафедры скрипки и альта Российской академии музыки им. Гнесиных; Артем Литвинов – артист Госоркестра России им. Е. Ф. Светланова.
По инициативе и под руководством М. И. Бенюмова в 1985 году на кафедре струнных инструментов Красноярского института искусств был создан камерный оркестр, получивший в начале 1990-х годов название «Куранта-2001». Как замечает Михаил Иосифович, выбирая имя коллективу, он не ожидал, что оно окажется отчасти пророческим для красноярской истории: в 2001 году забили куранты часовой башни на здании администрации города. В мае 1993 года оркестр обрёл статус муниципального. Большинство скрипачей коллектива – студенты и выпускники М. И. Бенюмова, что во многом способствует замечательной ансамблевой сыгранности, обеспечивает единство школы и исполнительского стиля. Камерный оркестр – одно из любимейших детищ М. И. Бенюмова и неотъемлемое слагаемое музыкальной жизни Красноярья. Коллектив – инициатор, организатор и участник таких масштабных городских и региональных проектов, как «Уроки живой музыки», «Музыкальная среда», «Юные виртуозы Красноярского края». Неустанно повышая свой профессиональный уровень, он стал одним из лучших камерных оркестров России. Творческий потенциал коллектива и стремление исполнять, наряду с классикой, современную музыку привлекают к сотрудничеству известных композиторов, которые посвящают оркестру свои сочинения и доверяют ему исполнение мировых премьер. Из года в год оркестр знакомит слушателей с шедеврами академической музыки, никогда не звучавшими в Красноярске. Символично, что 2018 год юбилейный для маэстро Бенюмова сразу в нескольких измерениях: собственное 70-летие, 40 лет непрерывной работы в Институте искусств и 25 лет с момента официального учреждения Красноярского камерного оркестра. Всё то, что сейчас отличает деятельность творческого коллектива – напряжённый концертный график, постоянные обновления программ, регулярные гастроли в Европе и Азии, совместные выступления с лучшими отечественными и зарубежными музыкантами, участие во многих международных проектах и фестивалях, полные зрительские залы – является результатом таланта, мастерства и, безусловно, самоотверженного и продуктивного труда артистов и их художественного руководителя. Концерты оркестра транслировались европейским каналом «SKY CLASSICA», каналом «Культура» и красноярскими телекомпаниями. За последние годы был выпущен ряд аудио- и видеодисков, получивших высокую оценку специализированных изданий.
М. И. Бенюмов и его супруга, творческий соратник, замечательная пианистка, заслуженная артистка РФ Лариса Владимировна Маркосьян – авторы международного музыкального проекта в городе на Енисее. Концерты Красноярского камерного оркестра в Италии, ответные визиты европейских музыкантов привели к рождению в 2001 году международного фестиваля «Сибирь-Италия», учреждённого главным управлением культуры администрации г. Красноярска. Постоянным участником ежегодных музыкальных встреч является камерный оркестр Михаила Бенюмова. С 2006 года изменяется название фестиваля – «Сибирь-Европа». Он расширяет свою географию, обогащаются его творческие цели и возможности: фестиваль принимает гостей из разных европейских стран (Германии, Франции, Австрии, Испании, Швеции, Польши и др.), Москвы, Петербурга и других крупных культурных центров России. Очередной вехой в истории фестиваля выступает 2015 год, когда к вектору творческого сотрудничества, направленному в сторону Запада, добавились контакты с азиатскими музыкантами, а вместе с этим знакомство не только с исполнительским мастерством гостей в русле европейской культуры, но и с традициями национальных академических композиторских школ и древнейшими инструментами Востока. Теперь фестиваль носит имя – «Азия-Сибирь-Европа». Сибирь – и в том главная идея – является центральным связующим звеном, мостом, соединяющим две великие мировые культуры Востока и Запада.
Расширяется жанровая палитра фестиваля, в числе гостей не только солисты и дирижёры, но и коллективы. Если начинался проект как торжество камерно-оркестровой музыки, то с 2015 года активно привлекаются симфонические составы. В рамках фестиваля впервые в Красноярске выступал струнный квартет им. Д. Ойстраха (г. Москва) и камерный оркестр «La Primavera» из Казани (2014), Корейский камерный оркестр (2016), Харбинский симфонический оркестр (2015), Цзилиньский симфонический оркестр города Чан-Чунь (Китай) (2017). В 2017 году в концертах проекта принял участие Красноярский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя В. Ланде.
Фестиваль на берегах Енисея – территория творческого взаимодействия сибирских музыкантов с лучшими представителями исполнительской культуры зарубежных стран. Это ежегодно мировые и красноярские премьеры, череда концертов российских и иностранных артистов – молодых восходящих звёзд и признанных корифеев, мастер-классы, проводимые приезжими специалистами с талантливой молодёжью города и края. «Азия-Сибирь-Европа» – праздник академической музыки, которого с нетерпением ждут красноярские слушатели. Уже традиционно фестиваль проходит под патронатом Главы города Красноярска, однако, как известно, финансовая и юридическая помощь лишь одни из необходимых слагаемых творческого начинания. Душой фестиваля, определяющей оригинальность идеи, все последующие нити развития проекта и его жизнестойкость, притягивающей к сотворчеству музыкантов из разных точек мира – является маэстро Бенюмов.
Михаил Иосифович активно проявляет себя на концертном поприще в качестве скрипача-исполнителя. Он выступал сольно с симфоническим и камерным оркестрами Красноярска, а также в ансамбле с В. Шваревым,
Е. Лауком, И. Изачиком. Постоянным его партнёром на протяжении двух десятилетий стала пианистка Л. Маркосьян, с которой были исполнены десятки программ, представленные богатой палитрой западноевропейской и русской классики, в том числе опусами И.С. Баха, В. Моцарта, И. Брамса, Ф. Крейслера,
К. Дебюсси, М. Равеля, С. Прокофьева. Михаил Иосифович успешно гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Иркутске, Томске, Норильске, Бишкеке, а также в городах Италии, Испании и Германии. Творческое сотрудничество и дружба связывают М. И. Бенюмова с известными российскими и зарубежными музыкантами. Среди них народный артист СССР В. Третьяков, народные артисты России О. Синицына, В. Тонха, И. Фролов, заслуженные артисты России Г. Муржа, А. Кошванец, Ж. Тараян, а также известные музыканты Европы – И. Баттистон, Д. Беллуджи, Ш. Вайлер, Е. Ногаева, Л. Песталоцца, А. Серова, Т. Томашевский, Ф. Фаес, Д. Шварцбург и многие другие.
Михаил Иосифович Бенюмов ведёт и насыщенную научную деятельность. Работать над диссертацией под руководством профессора Ф. Арзаманова он начал в аспирантуре ГМПИ им. Гнесиных. В Красноярске диссертация уже заново переписывалась и была успешно защищена в Москве в Институте искусствознания в 1986 году. Она носит название «О специфике художественных средств музыканта-исполнителя». Это была первая в истории Красноярского института искусств диссертация, подготовленная по специальности «Музыкальное искусство». М. И. Бенюмов автор более двадцати опубликованных печатных трудов, среди которых монография «Художественные средства музыканта-исполнителя» (2012). Благодаря стараниям М. И. Бенюмова, выступившего в роли редактора и составителя, а также автора вступительной и заключительной статей, увидела свет книга его учителя
М. С. Блока – «Лев Моисеевич Цейтлин», посвящённая творческой биографии и методическим взглядам легендарного музыканта и педагога. М. И. Бенюмову на основе двух глав и черновых заготовок, оставленных ему Михаилом Семёновичем, удалось завершить крупное исследование, задуманное ещё многими годами ранее, при жизни автора. Под научным руководством
М. И. Бенюмова успешно прошла обучение в аспирантуре Е. Царёва (2008–2012). Её работы, оформленные в жанре статей и посвящённые анализу музыкально-общественной деятельности военнопленных Первой мировой войны в Красноярске и других городах сибирского региона, стали победителями двух всероссийских конкурсов в 2012 и 2013 годах. Аспирантка стала обладательницей премии Главы города Красноярска в номинации «За высокие достижения в научно-учебной деятельности». В 2014 году в Совете при Новосибирской консерватории состоялась защита диссертации Е. С. Царёвой «Формирование академических традиций в музыкальной культуре Красноярска XVII – начала ХХ века» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.
Наряду с концертной (в роли солиста-скрипача и дирижёра), педагогической и научной деятельностью, М. И. Бенюмов много занимается общественной работой. Он являлся в разные годы председателем совета кураторов ДМШ Красноярска, членом коллегии Управления культуры города, членом правления Всероссийской ассоциации педагогов-струнников. В настоящее время Михаил Иосифович – член Экспертного совета Министерства культуры Красноярского края, Общественного совета при Министерстве культуры Красноярского края, Бетховенского общества (г. Берлин).
Михаил Иосифович дважды удостоен премиями Главы города Красноярска (2000, 2003), отмечен почётным знаком «Общественное признание» Законодательного собрания Красноярского края (2004), медалью международного благотворительного фонда «Меценат столетия» (2007), золотым знаком «Герб Красноярска» (2008), почётным знаком «За заслуги перед городом Красноярском», медалью «Страдивари» от мэра Кремоны за высокое профессиональное мастерство, развитие и укрепление культурных связей.
Служение музыке – вот жизненное кредо Михаила Иосифовича. Его богатая творческая деятельность наглядно иллюстрирует роль и возможности истинного художника в развитии всей многоуровневой системы академической музыкальной культуры Красноярска – города, ставшего его второй Родиной.
Багаж практических и теоретических знаний, полученных Михаилом Иосифовичем в Москве, впечатления от общения с ведущими отечественными и европейскими мастерами, и, конечно, собственный природный потенциал – всё это способствовало расцвету его творческой энергии в сибирском городе, который изначально рассматривался им свободной культурной площадкой, жаждущей новых идей и проектов. Он был в числе того «культурного десанта» 1970-1980-х гг., который самоотверженно, «засучив рукава» формировал академическое искусство Красноярья. Его деятельность проникает во многие базовые элементы профессиональной музыкальной культуры региона – образование, исполнительство, организация концертной жизни, музыкальная наука, влияя на их развитие в масштабе края. Вместе с тем, все обозначенные векторы творческой практики Бенюмова, обусловленные уровнем его дарования и свойствами характера, не являются «распылением» ресурсов. Наоборот, они, тесно переплетаясь, взаимодополняя и обогащая друг друга, собираются в единую стройную систему вокруг личности художника. Меняются типы государственного устройства, руководители учреждений культуры, уезжают лучшие ученики и оркестранты в российские столицы и Европу, М. И. Бенюмов продолжает быть мастером, взращивая новые кадры, и выступая мощным консолидирующим центром, неустанно формировать вокруг себя культурное пространство.
Е.С. Царёва