Приемные требования по о программе подготовки специалиста
по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства»
Специализация
«Концертные духовые и ударные инструменты (по видам инструментов: флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, валторна, туба, саксофон, ударные инструменты), исторические духовые и ударные инструменты»
Валторна
Вид: только очная форма обучения (5 лет)
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- Профессиональное испытание: теория музыки (сольфеджио и гармония - письменно и устно)
- Творческое испытание: исполнение подготовленной программы и собеседование
1. Исполнение программы
Поступающий должен:
- знать наизусть все гаммы (на экзамене спрашивается 1 мажорная и 1 минорная гамма по выбору комиссии);
при игре гамм: уметь исполнять тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре с обращениями, а также хроматическую гамму от любой ноты;
- подготовить 4 этюда и исполнить один из них по нотам (по выбору комиссии);
- исполнить одну или две части, или целиком произведение крупной формы (концерт, соната и т.д.) в сопровождении с фортепиано или два произведения малой формы, контрастных по характеру. Все произведения исполняются наизусть.
Примерный репертуарный список:
- Сборники этюдов: К. Копраш, К. Клинг, Ж.Ф. Гале.
- Произведения: концерты Й. Гайдна, В. Моцарта, Р. Штрауса; сонаты Л. Бетховена, Г. Генделя, А. Керубини; концерты Р. Глиэра или др. произведения примерного уровня сложности.
Абитуриенты, представившие программы, не соответствующие программным требованиям, к прослушиванию не допускаются.
Собеседование
Собеседование проводится сразу после исполнения программы и выявляет общекультурный уровень абитуриента, его знания музыкальной литературы в объеме курса музыкальной школы, а также знания в области культуры и смежных видов искусств.
Поступающий должен рассказать о произведениях, исполненных на экзамене, композиторах, знать музыкальные термины, особенности конструкции и звукоизвлечения своего музыкального инструмента (из истории создания).
2. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать одноголосный диктант, в форме периода (8-12 тактов), содержащий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства, синкопы, триоли, пунктирные ритмические фигуры;
- спеть с листа одноголосный пример, включающий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства в простых и сложных размерах с применением синкоп, триолей;
- определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука и в тональности; определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука; небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
Гармония
Поступающий должен владеть материалом в объеме программы музыкального колледжа для данной специальности: аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой группы с обращениями, аккорды двойной доминанты, альтерация в аккордах субдоминантовой и доминантовой групп, альтерация в аккордах двойной доминанты, модуляция в тональности 1 степени родства, диатонические и модулирующие секвенции, энгармонизм уменьшенного и малого мажорного септаккорда, разрешение неустойчивых аккордов в устойчивые, правила голосоведения, типичные экспозиционные и заключительные обороты, оформление каденций.
Поступающий должен выполнить письменную контрольную работу, включающую следующие задания:
- Построение аккордов в тональности;
- Определение аккордов в тональности;
- Разрешение аккордов в тональности;
- Исправление ошибок в данном гармоническом обороте;
- Определение общего и модулирующего аккордов в небольшом модулирующем построении (3-4 такта);
- Запись двух звеньев модулирующей секвенции данного мотива;
- Гармонизация краткого мелодического построения (2-4 такта);
- Гармонический анализ небольшого фрагмента из музыкального произведения – определение тонального плана, функций аккордов (уровень сложности: Бетховен Andante из фортепианной сонаты №10, начальный период).
Время выполнения – 70 минут.