Приемные требования по программе подготовки специалиста
по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнителя»
Домра
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- исполнение подготовленной программы
- коллоквиум
- теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно)
1. Поступающий должен исполнить:
- крупная форма: Концерт (1 ч. или 2,3 часть) или Сюита (не менее 3 частей)
- два разнохарактерных сочинения (кантилена и виртуозная пьеса)
Примерные программы:
1. А. Цыганков. Каприс №1 в романтическом стиле
Б.Кравченко. Концерт Г. Венявский. Романс из концерта для скрипки
2. А. Цыганков. Каприс №3 для домры соло Ю. Зарицкий. Концерт для домры
П.Сарасате. Цапатеадо.
3. В. Круглов. Уральская плясовая Ю. Шишаков. Русская рапсодия
Н. Римский – Корсаков Полет шмеля.
2. Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень абитуриента, его музыкальную эрудицию. Поступающий должен показать знание вопросов по методике обучения игре на инструменте, по истории исполнительства, по инструментоведению, рассказать о творчестве и особенностях стиля композиторов, произведения которых исполняются им на вступительных испытаниях, изложить основные сведения об этих произведениях.
3. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в форме периода. Время написания - 25 минут;
- определить на слух интервалы и аккорды (трезвучия всех видов и их обращения; V7, VII7 мал. и ум. II7 с обращениями) от звука, небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
- спеть с листа одноголосную мелодию из художественной литературы.
Гармония
Поступающий должен владеть материалом в объеме программы музыкального колледжа для данной специальности: аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой группы с обращениями, аккорды двойной доминанты, альтерация в аккордах субдоминантовой и доминантовой групп, альтерация в аккордах двойной доминанты, модуляция в тональности 1 степени родства, диатонические и модулирующие секвенции, энгармонизм уменьшенного и малого мажорного септаккорда, разрешение неустойчивых аккордов в устойчивые, правила голосоведения, типичные экспозиционные и заключительные обороты, оформление каденций.
Поступающий должен выполнить письменную контрольную работу, включающую следующие задания:
- Построение аккордов в тональности;
- Определение аккордов в тональности;
- Разрешение аккордов в тональности;
- Исправление ошибок в данном гармоническом обороте;
- Определение общего и модулирующего аккордов в небольшом модулирующем построении (3-4 такта);
- Запись двух звеньев модулирующей секвенции данного мотива;
- Гармонизация краткого мелодического построения (2-4 такта);
- Гармонический анализ небольшого фрагмента из музыкального произведения – определение тонального плана, функций аккордов (уровень сложности: Бетховен Andante из фортепианной сонаты №10, начальный период).
Время выполнения – 70 минут.