Приемные требования по программе подготовки специалиста
по специальности «51.05.01 «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ»
1. Русский язык - ЕГЭ / тестирование
2. Литература - ЕГЭ / сочинение
Для абитуриентов, имеющих начальное или среднее специальное музыкальное образование:
1. Специальность. Экзамен состоит из разделов:
1.1. прослушивание и анализ качественных характеристик фонограмм по художественно-техническим и техническим параметрам (письменно в виде тестов);
1.2. проверка элементарных знаний звукового оборудования (письменно в виде теста);
1.3. проверка знаний в области радиовещания, звукозаписи, телевидения, современных музыкальных информационных технологий: современное состояние, перспективы развития (устно по билетам).
Примерные вопросы прилагаются
2. Элементарная теория музыки и сольфеджио. Экзамен проводится:
2.1. письменно. Поступающий должен: выполнить практическую работу (по элементарной теории музыки по разделам: гамма, звукоряд, тональности (параллельные), квинтовый круг, интервалы, аккорды в тональности (включая главные и побочные трезвучия, септаккорды на всех ступенях с обращениями в тональностях до пяти знаков);
2.2. устно (по билетам). Поступающий должен: Спеть с листа одноголосный пример (из сборников сольфеджио или оригинальной вокальной литературы), включающий несложную мелодическую фигурацию, хроматизмы, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, триоли) в простых и сложных размерах. Определить на слух: (интервалы и аккорды: все виды трезвучий с обращениями, септаккорды, малые и уменьшенный, динамические оттенки в предложенном музыкальном фрагменте).
3. Владение музыкальным инструментом (фортепиано или другой музыкальный инструмент): поступающий должен исполнить одно классическое произведение любого жанра и стиля (исполнение проводится на устном экзамене по «Элементарной теории музыки и сольфеджио»);
4. Коллоквиум: на коллоквиуме выявляются общекультурный уровень подготовки абитуриентов; знание музыкальной литературы; осведомленность в области смежных видов искусств (экзамен проводится устно по билетам).
Для абитуриентов, не имеющих музыкальной подготовки:
1. Специальность. Экзамен состоит из разделов:
1.1. прослушивание и анализ качественных характеристик фонограмм по художественно-техническим и техническим параметрам (письменно в виде тестов);
1.2. проверка знаний звукового оборудования (письменно в виде теста);
1.3. проверка предрасположенности абитуриента к творческой работе звукорежиссера: прослушивание и анализ художественных параметров фонограммы (письменно в виде теста);
1.4. проверка знаний в области радиовещания, звукозаписи, телевидения, современных музыкальных информационных технологий: современное состояние, перспективы развития (устно по билетам).
Примерные вопросы прилагаются
2. Проверка основных музыкальных способностей. Экзамен проводится устно. Поступающий должен проявить элементарные знания в области теории музыки в объеме музыкальной школы по темам: Звук, Интервал, Аккорд, Лад, Ритм:
2.1. отличать на слух звуки разной высоты (понимать характеристики музыкальных регистров);
2.2. уметь проинтонировать попевку (сыгранную экзаменатором или предложенную в виде фонограммы);
2.3. определить количество звуков в созвучиях (до 4-х звуков);
2.4. реагировать на ладовые наклонения мажорного и минорного трезвучий;
2.5. повторить ритмический рисунок (музыкальной фразы или ритмической формулы).
3. Владение навыками интонирования вокальной музыки. Экзамен проводится устно. Поступающий должен исполнить заранее приготовленный музыкальный фрагмент (песня, романс современного отечественного/зарубежного автора, народная песня с текстом не более одного куплета. Исполнение производится на устном экзамене «Проверка основных музыкальных способностей»).
4. Коллоквиум: на коллоквиуме выявляются общекультурный уровень подготовки абитуриентов; знание музыкальной литературы; осведомленность в области смежных видов искусств (экзамен проводится устно по билетам).
Примерные вопросы по подготовке к устному экзамену по специальности
- Характеристика профессиональной деятельности театрального звукорежиссера.
- Звукорежиссура в концертных залах
- Основные функции звукорежиссера.
- Звукорежиссура на телевидении и кино.
- Функции звукорежиссера на радио.
- Работа звукорежиссера в студии звукозаписи.
- Природа звука.
- История звукозаписи.
- Аналоговая звукозапись, основные понятия.
10. Микшерский пульт: назначение, классификации, конфигурации.
11. Эквалайзеры: назначение, классификации, конфигурации.
12. Процессоры динамической обработки звука.
13. Основные параметры звуковых колебаний (амплитуда, частота, фаза)
14. Современные компьютерные технологии.
15. Устройство компьютера. Обработка звука на компьютере.
16. Звукозапись в компьютере.
17. Микрофон, его назначение и устройство.
18. Музыкальные компьютерные программы и их функции.
19. Цифровая запись, основные понятия.
20. MIDI –клавиатура. Секвенсор.
21. Слуховая система человека.
22. Громкоговорители, назначение и устройства
23. Процесс звукопередачи и звукозаписи (основные этапы).
24. Тракт звукопередачи и его основные элементы (микрофон, микшерский пульт, средства обработки звука, аппараты записи и воспроизведения и др.).
Примерные вопросы по подготовке к коллоквиуму
- Отечественные и зарубежные кинорежиссеры и их фильмы.
- Отечественные и зарубежные киноактеры, их работы.
- Виды искусств и их выразительные средства.
- Стили, направления, течения в искусстве (на примере музыкального, художественного, литературного творчества – по выбору абитуриента).
- Деятели искусства эпохи Возрождения.
- Каких отечественных художников Вы знаете, их работы.
- Каких художников эпохи Возрождения Вы знаете, их работы.
- Назовите современных художников (ХХ век) и их работы.
- Перечислите художников-импрессионистов и их работы.
- Каких отечественных художников (XVIII – XIX вв.) Вы знаете, их работы.
- Произведения для театра отечественных авторов.
- Отечественные композиторы XIX в., их сочинения.
- Музыкальные коллективы и исполнители вашего города.
- Каких зарубежных поэтов и писателей Вы знаете, их сочинения.
- Каких отечественных поэтов Вы знаете, их сочинения.
- Каких отечественных писателей Вы знаете, их сочинения.
- Зарубежные композиторы эпохи барокко.
- Каких зарубежных композиторов Вы знаете, их сочинения.
- Зарубежные композиторы ХХ в., их сочинения.
- Каких современных писателей Вы знаете, их сочинения.
- Какие телевизионные передачи Вы знаете, их создатели.
- Какие радиопередачи (радиостанции) Вы знаете, их создатели.