Приемные требования по программе подготовки специалиста
по специальности 53.05.05 «Музыковедение»

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

- коллоквиум
- теория музыки (сольфеджио, гармония – письменно и устно)
- музыкальная литература
- исполнение подготовленной программы по фортепиано

1. Коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства. Абитуриент должен также показать соответствующие приемным требованиям знания музыкальной литературы и теоретических дисциплин, навыки работы с предложенным ему музыкальным материалом, умение проанализировать предложенный ему музыкальный материал.

2. Теория музыки

Включает следующие формы:

1) музыкальный диктант (двухголосный) в форме периода (8-10 тактов), содержащий отклонения и модуляцию в тональности 1-й степени родства, с мелодически развитыми голосами, в простых и сложных размерах; время написания – 25 минут;

2) определение на слух (устно) интервалов и аккордов, гармонических последовательностей в четырехголосном аккордовом изложении, содержащих отклонения и модуляции в родственные тональности;

3) пение с листа (одноголосие).

Примерный уровень сложности: С. Соловьев, В. Шокин, А. Островский. Сольфеджио;

4) гармонизовать мелодию в форме периода с дополнением или расширением (10-16 тактов), включающую обороты мажоро-минора, отклонения и модуляцию в отдаленную тональность (письменно). Время написания – 2 часа.

5) Анализ небольшого музыкального произведения (жанр, строение, особенности мелодики, гармонии и тонального развития, фактуры, метроритма).

Примеры сочинений: 

Сонаты для фортепиано Л. Бетховена: ор.2 № 1, 2 (ч.3); «Песни без слов» Ф. Мендельсона: №1,4,9; «Времена года» П.Чайковского: «Баркарола», «Осенняя песня»;

3. Музыкальная литература

Поступающий на композиторское или музыковедческое (историко-теоретическое) отделение должен знать основные этапы и наиболее значительные явления отечественной и музыкальной культуры; музыкальную литературу; быть знаком с некоторыми статьями (А.Серова, В.Стасова, Р.Роллана, Б.Асафьева, И.Способина, С.Скребкова).

Примерный список вопросов по музыкальной литературе

4. Исполнение подготовленной программы на фортепиано

Поступающий должен:
- исполнить программу, состоящую из произведений полифонической, крупной и малой формы.

Например:
Вариант 1
И.С. Бах. Прелюдия и фуга до минор, ХТК II том
Ф. Шуберт. Соната ля мажор, I часть
С. Рахманинов. Мелодия, соч. 3.
Вариант 2
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга до минор
В. Моцарт. Соната си-бемоль мажор, К.315, I часть
Ф. Шопен. Ноктюрн ми минор;

- прочитать с листа произведение, средней по трудности.

Например:
Й. Гайдн. Медленные части сонат
Ф. Мендельсон. Песни без слов
С. Прокофьев. Мимолетности

Во время посещения данного сайта СГИИ имени Д. Хворостовского может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

  
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk