Приемные требования по программе подготовки специалиста
по специальности 53.05.05 «Музыковедение»
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- теория музыки (сольфеджио, гармония – письменно и устно)
- музыкальная литература и коллоквиум
1. Теория музыки
Включает следующие формы:
Сольфеджио
1) музыкальный диктант (двухголосный) в форме периода (8-10 тактов), содержащий отклонения и модуляцию в тональности 1-й степени родства, с мелодически развитыми голосами, в простых и сложных размерах; время написания – 25 минут;
2) определение на слух (устно) интервалов и аккордов, гармонических последовательностей в четырехголосном аккордовом изложении, содержащих отклонения и модуляции в родственные тональности;
3) пение с листа (одноголосие).
Примерный уровень сложности: С. Соловьев, В. Шокин, А. Островский. Сольфеджио.
Гармония
4) гармонизовать мелодию в форме периода с дополнением или расширением (10-16 тактов), включающую обороты мажоро-минора, отклонения и модуляцию в отдаленную тональность (письменно). Время написания – 2 часа.
5) Анализ небольшого музыкального произведения (жанр, строение, особенности мелодики, гармонии и тонального развития, фактуры, метроритма).
Примеры сочинений:
Сонаты для фортепиано Л. Бетховена: ор.2 № 1, 2 (ч.3); «Песни без слов» Ф. Мендельсона: №1,4,9; «Времена года» П.Чайковского: «Баркарола», «Осенняя песня»;
2. Музыкальная литература и коллоквиум
Поступающий на специальность 52.03.05 «Музыковедение» должен знать основные этапы и наиболее значительные явления отечественной и музыкальной культуры; музыкальную литературу; быть знаком с некоторыми статьями (А. Серова, В. Стасова, Р. Роллана, Б. Асафьева, И. Способина, С. Скребкова), владеть профессиональной терминологией.
Примерный перечень вопросов по музыкальной литературе (музыковедение, музыкознание и музыкально-прикладное искусство)
1. Творческий облик - Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Шуберт, Гайдн, Глинка, Бетховен, Прокофьев.
2. Шопен - национальный польский композитор, Глинка - основоположник русской классической музыки.
3. Значение творчества Даргомыжского в развитии русской музыки.
4. Симфоническое творчество - Гайдн, Бетховен, Чайковский, Шостакович, Прокофьев.
5. Инструментальное творчество - Моцарт, Римский-Корсаков.
6. Оперное творчество - Моцарт, Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский
7. Вокальное творчество - Даргомыжский, Глинка, Шуберт, плюс Песенные циклы Шуберта.
8. Фортепианное творчество - Шопен, Бетховен, Шопен
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства. Абитуриент должен также показать соответствующие приемным требованиям знания музыкальной литературы и теоретических дисциплин, навыки работы с предложенным ему музыкальным материалом, умение проанализировать предложенный ему музыкальный материал.