Приемные требования по о программе подготовки специалиста
по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства»
Специализация
«Концертные духовые и ударные инструменты (по видам инструментов: флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, валторна, туба, саксофон, ударные инструменты), исторические духовые и ударные инструменты»
Ударные инструменты
Вид: только очная форма обучения (5 лет)
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- Профессиональное испытание: теория музыки (сольфеджио и гармония - письменно и устно)
- Творческое испытание: исполнение подготовленной программы и собеседование
1. Исполнение программы
Поступающий должен:
- знать наизусть все гаммы (на экзамене спрашивается 1 мажорная и 1 минорная гамма по выбору комиссии);
при игре гамм: уметь исполнять тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре с обращениями, а также хроматическую гамму от любой ноты;
- подготовить 4 этюда и исполнить один из них по нотам (по выбору комиссии);
- исполнить одну или две части, или целиком произведение крупной формы (концерт, соната и т.д.) в сопровождении с фортепиано или два произведения малой формы, контрастных по характеру. Все произведения исполняются наизусть.
Примерный репертуарный список
Малый барабан
Поступающий должен:
- исполнить тремоло в различных динамических комбинациях: «двойка», в разных нюансах, с ускорением темпа, с переходом к дроби, с возвращением к первоначальному движению;
- исполнить один этюд, например: В. Осейчук. Ритмические этюды;
- прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных фигур, уметь использовать различные нюансы.
Литавры
Поступающий должен:
- исполнить одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру, с ускорением и замедлением, тремоло от пианиссимо до фортиссимо и другие нюансы;
- исполнить ритмический этюд, например: Б.Осадчук. Ритмические этюды, оркестровые записки;
- прочитать с листа ритмические комбинации.
- уметь настраивать и перестраивать литавры.
Ксилофон, маримба
Поступающий должен:
- исполнить один этюд наизусть, например: Н. Платонов. 30 этюдов для флейты; В. Купинский. Школа игры на ксилофоне;
- исполнить одну или две части концерта или сонаты, или две пьесы виртуозного характера в сопровождении фортепиано. Например: И.С. Бах. Концерт для скрипки ми мажор; В. Моцарт. Концерт для скрипки; П. Чайковский. Русский танец; П. Чайковский. Вальс – скерцо или др. произведения примерного уровня сложности.
Абитуриенты, представившие программы, не соответствующие программным требованиям, к прослушиванию не допускаются.
Собеседование
Собеседование проводится сразу после исполнения программы и выявляет общекультурный уровень абитуриента, его знания музыкальной литературы в объеме курса музыкальной школы, а также знания в области культуры и смежных видов искусств.
Поступающий должен рассказать о произведениях, исполненных на экзамене, композиторах, знать музыкальные термины, особенности конструкции и звукоизвлечения своего музыкального инструмента (из истории создания).
2. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать одноголосный диктант, в форме периода (8-12 тактов), содержащий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства, синкопы, триоли, пунктирные ритмические фигуры; время написания – 25 минут;
- спеть с листа одноголосный пример, включающий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства в простых и сложных размерах с применением синкоп, триолей;
- определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука и в тональности; определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука; небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
Гармония
Поступающий должен:
- гармонизовать мелодию в форме периода, содержащего отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Встречающиеся в условии неаккордовые звуки отмечаются звездочками. При гармонизации мелодии рекомендуется использовать средства, изученные в объеме программы курса гармонии для студентов оркестровых отделений музыкальных училищ; время написания – 2 часа;
- сделать гармонический анализ (с предварительной подготовкой) небольшого фрагмента. В качестве материала для анализа может быть предложена как фортепианная литература с несложной фактурой (например, медленные части сонат Л. Бетховена №3, 4, 7, 8), так и оригинальная литература.