Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Приемные требования по программе подготовки Специалиста по направлению

53.05.02 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором»

Профиль «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром»

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

  • дирижирование
  • коллоквиум
  • теория музыки (сольфеджио, гармония – письменно и устно)
  • музыкальная литература

1. Дирижирование двумя разнохарактерными произведениями, которые исполняются концертмейстерами в переложении для двух фортепиано.

Примерные варианты программы:

1. Ж. Бизе «Арлезианка». Сюита №1, Прелюдия
Л.В.Бетховен Симфония №8 (2-я часть)
2. Э. Григ «Пер Гюнт». Сюита №2 «Жалоба Ингрид»
В.А.Моцарт Увертюра к опере «Похищение из Сераля»
3. П. Чайковский Струнная серенада. «Элегия»
Й. Гайдн Симфония №45 «Прощальная» ( 1-я часть)

2. Коллоквиум включает:

1) ответы на вопросы по произведениям, исполненным на экзамене по дирижированию – творческая биография авторов, история создания, музыкально-теоретический анализ произведений, их оркестровки, включая умение показать на фортепиано основной тематический материал;

2) ответы на вопросы об инструментах симфонического оркестра (диапазоны, строй, приемы игры и т.д.);
3) умение прочитать с листа отрывок несложной партитуры для струнного квартета или симфонической партитуры;
4) ответы по истории симфонического оркестра;
5) знание репертуара наиболее известных произведений симфонического и камерного оркестров:
6) общие вопросы по истории музыки (основные этапы развития);
7) проверку слуховых данных абитуриента.

3. Теория музыки

Сольфеджио

Поступающий должен:

- спеть с листа примеры, включающие отклонения и модуляции в отдаленные тональности, различные виды хроматизмов, различные метрические и ритмические трудности;
- определить на слух:

• отдельные аккорды и гармонические обороты;
• гармоническую последовательность (8-10 аккордов), содержащую отклонения и модуляции в отдаленные тональности, обороты мажоро-минора.

Гармония
- гармонизовать мелодию, содержащую гармонические средства в объеме курса гармонии для теоретических отделений музыкальных училищ. Форма изложения – простая 2-х или 3-х частная. Время написания – 2 часа.

- сделать гармонический анализ предложенного отрывка из произведений русских и зарубежных композиторов XIX-XX веков.

Экзамен по теории музыки также включает собеседование по вопросам теоретических курсов (гармонии, полифонии, инструментоведения) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам теоретических отделений музыкальных училищ.

 

4. Музыкальная литература

Абитуриент должен знать:
- музыкальную литературу в соответствии с приведенными ниже списками;
- биографии и важнейшие хронологические даты жизни и творчества композиторов;
- иметь представление об основных этапах и наиболее значительных явлениях истории русской и зарубежной музыкальной литературы. 

Список музыкальной литературs

 Зарубежная музыкальная литература

И.С.Бах. ХТК, I том: C-dur,c-moll, D-dur, e-moll, B-dur;
II том: D-dur, d-moll, f-moll, fis-moll
И.С.Бах. Страсти по Матфею
Г.Гендель. Concerti grossi, op.6
К.Глюк. Опера «Орфей» (I акт: хор пастухов и пастушек, ария Орфея; II акт: сцена Орфея с фуриями; III акт: ария Орфея)
И.Гайдн. Симфонии №№ 45, 100, 103, 104
В.Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро» (увертюра, I акт: дуэттино Фигаро и Сюзанны, каватина и ария Фигаро, ария Керубино; II акт: каватина Графини, ариетта Керубино, финал; IV акт: ария Фигаро, ария Сюзанны, финал)
В.Моцарт. Опера «Дон Жуан» (увертюра, I акт: интродукция, ария Лепорелло, дуэттино Дона Жуана и Церлины, ария Дон Жуана, финал; II акт: канцонетта Дон Жуана, финал)
В.Моцарт. Симфонии №№ 39,40,41
Л.Бетховен.Симфонии №№1-8. Увертюры: Эгмонт, Кориолан
Ф.Шуберт. Симфония h-moll (неоконченная)
Дж.Россини. Опера «Севильский цирюльник» (увертюра, I акт: канцона Альмавивы, каватина Фигаро, каватина Розины, ария Дона Базилио (La callunia), квинтет «Buonasera», финал)
Ф.Мендельсон-Бартольди. Увертюра «Сон в летнюю ночь»
Ф.Мендельсон-Бартольди. Симфонии: «Итальянская», «Шотландская»
Р.Шуман. Симфонии №1,№4
К.М. Вебер. Увертюры: «Вольный стрелок», «Оберон», «Эврианта»
Ф.Лист. Прелюды
Р.Вагнер. Опера «Тангейзер» (Увертюра, хор странников, романс Вольфрама из III акта)
Р.Вагнер. Опера «Лоэнгрин» (I акт: вступление, выход и сон Эльзы, прибытие Лоэнгрина; II акт: вступление; III акт: свадебный хор. Сцена Эльзы и Лоэнгрина, рассказ Лоэнгрина)
Р.Вагнер. Тетралогия «Кольцо Нибелунга» (знакомство с отдельными сценами – Полет Валькирии, Траурный марш)
Дж.Верди. Опера «Риголетто» (Вступление; I акт: баллада Герцога, ария Джильды, хор «Тише, тише»; II акт: сцена и ария Риголетто; III акт: песенка Герцога и квартет)
Дж.Верди. Опера «Аида» (I акт: романс Радамеса, сцена Аиды, хор жриц; II акт: сцена и дуэт Аиды и Амнерис, финал; III акт: вступление и романс Аиды; IV акт: сцена суда. Дуэт Аиды и Радамеса
Дж.Верди. Опера «Травиата» (Вступоение, I акт: ария Виолетты; II акт: сцена Виолетты и Жермона; III акт: финал)
Й.Брамс. Симфонии №№1,2,3,4
Ж.Бизе. Опера «Кармен» (Вступление, I акт: хор мальчиков, хор работниц, хабанера, сегидилья; I I акт: антракт, цыганская песня, куплеты Эскамильо, дуэт Хозе и Кармен; III акт: антракт, сцена гаданья; IV акт: антракт, заключительный дуэт)
Г.Берлиоз. Фантастическая симфония
Ш.Гуно. Опера «Фауст» (сцена на ярмарке, баллада о фульском короле, ария Маргариты, каватина Фауста, дуэт Фауста и Маргариты из III д.)
Дж.Пуччини. Опера «Богема» (I акт: ария Рудольфа, ария Мими, II акт)
Б.Сметана. «Влтава» (из цикла «Моя родина»)
А.Дворжак. Симфония «Из Нового Света»
А.Григ. Пер Гюнт (Первая и вторая сюиты)
К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»
К.Дебюсси. Ноктюрны
Р.Штраус. «Тиль Уленшпигель», «Дон Жуан»

Отечественная музыкальная литература

М.И.Глинка. Опера « Иван Сусанин» (Увертюра, I акт, II акт, III акт: песня Вани, квартет, сцена с поляками, свадебный хор, романс Антониды; IV акт: речитатив и ария Вани, хор поляков, ария Сусанина, речитатив и финал; эпилог)
М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, I акт; II акт; III акт: персидский хор, каватина Гориславы, ария Ратмира; IV акт: сцена и ария Людмилы, маош Черномора и восточные танцы; V акт: хорв «Ах, ты, свет Людмила», «Не проснется птичка утром», сцена пробуждения Людмилы, заключительный хор)
М.И.Глинка. Камаринская. Арагонская хота. Воспоминание летней ночи в Мадриде. Вальс-фантазия
А.Г.Рубинштейн. Опера «Демон» (Монолог Демона «Проклятый мир» (1д), хор «Ходим мы к Арагве светлой» (1д.), ариозо «Дитя, в объятиях твоих» (1д), хор «Ноченька», Лезгинка (2д.), ариозо Демона «Не плачь, дитя» и «На воздушном океане» (2д.), романс Тамары и сцена Демона и Тамары (3д.).
М. А. Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен
А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь»
А.П.Бородин. Вторая симфония
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
М.П.Мусоргский. Картинки с выставки.
Н.А.Римский - Корсаков. Опера «Снегурочка» (Пролог, I акт: две песни Леля, ариетта Снегурочки, ариетта Купавы, свадебный обряд и финал; II акт: от дуэта царя Берендея и Купавы до каватины царя Берендея включительно; III акт: хор «Ай, во поле липенька», третья песня Леля, ариозо Снегурочки, сцена Снегурочка и Мизгиря; IV акт)
Н. А. Римский – Корсаков. Опера «Царская невеста» (Увертюра, I акт: речитатив и ария Грязного, сцена прихода гостей, ариозо Лыкова, песня Любаши, трио и дуэт; II акт: от арии Марфы до арии Любаши включительно; IV акт)
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже»
(«Похвала путине» (1д.), Сеча при Керженце)
Н. А. Римский – Корсаков. Опера «Золотой петушек» (фрагменты: введение, ария Шемаханской царицы, свадебное шествие)
Н. А. Римский – Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада»
П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»
П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама»
П. И. Чайковский. Симфонии № № 1, 4, 5, 6
П. И. Чайковский. Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта»
С. И. Танеев. Симфония до минор
А.К. Глазунов. Симфония №5
А.К. Лядов. Симфонические произведения: «Восемь русских песен для оркестра», «Волшебное озеро», «Кикимора»
А.Н. Скрябин. Симофния №№ 1, 2, 3
А.Н. Скрябин. Поэма экстаза (общее знакомство)
С.В. Рахманинов. Симония №3
С.В. Рахманинов. Симфонические танцы
С.В. Рахманинов. Второй и Третий фортепианные концерты
И. Стравинский. Балеты: «Жар птица» , «Весна священная», «Петрушка» (общее знакомство)
С.С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта»
С.С. Прокофьев. Симфония №№ 1,5, 7
С.С. Прокофьев. Контата «Александр Невский»
Д. Д. Шостакович. Симфония № №1, 5, 7, 8, 9, 10.
Д. Д. Шостакович. Квартет №8
Д. Д. Шостакович. Опера «Катерина Измайловна» (III к: ариозо Катерины «Я однажды в окошко увидела» ; антракт к V к: Пассакалья; финал оперы: монолог Катерины и хор каторжан)
А. И. Хачатурян. Балет «Спартак»
А.И. Хачатурян. Симфония №3
А. И. Хачатурян. Скрипичный концерт
Г.В. Свиридов. Курские песни

 

 

Во время посещения данного сайта СГИИ имени Д. Хворостовского может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

  
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk