Приемные требования по программе подготовки Специалиста по направлению
Профиль «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром»
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- дирижирование
- коллоквиум
- теория музыки (сольфеджио, гармония – письменно и устно)
- музыкальная литература
1. Дирижирование двумя разнохарактерными произведениями, которые исполняются концертмейстерами в переложении для двух фортепиано.
Примерные варианты программы:
1. Ж. Бизе «Арлезианка». Сюита №1, Прелюдия
Л.В.Бетховен Симфония №8 (2-я часть)
2. Э. Григ «Пер Гюнт». Сюита №2 «Жалоба Ингрид»
В.А.Моцарт Увертюра к опере «Похищение из Сераля»
3. П. Чайковский Струнная серенада. «Элегия»
Й. Гайдн Симфония №45 «Прощальная» ( 1-я часть)
2. Коллоквиум включает:
1) ответы на вопросы по произведениям, исполненным на экзамене по дирижированию – творческая биография авторов, история создания, музыкально-теоретический анализ произведений, их оркестровки, включая умение показать на фортепиано основной тематический материал;
2) ответы на вопросы об инструментах симфонического оркестра (диапазоны, строй, приемы игры и т.д.);
3) умение прочитать с листа отрывок несложной партитуры для струнного квартета или симфонической партитуры;
4) ответы по истории симфонического оркестра;
5) знание репертуара наиболее известных произведений симфонического и камерного оркестров:
6) общие вопросы по истории музыки (основные этапы развития);
7) проверку слуховых данных абитуриента.
3. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- спеть с листа примеры, включающие отклонения и модуляции в отдаленные тональности, различные виды хроматизмов, различные метрические и ритмические трудности;
- определить на слух:
• отдельные аккорды и гармонические обороты;
• гармоническую последовательность (8-10 аккордов), содержащую отклонения и модуляции в отдаленные тональности, обороты мажоро-минора.
Гармония
- гармонизовать мелодию, содержащую гармонические средства в объеме курса гармонии для теоретических отделений музыкальных училищ. Форма изложения – простая 2-х или 3-х частная. Время написания – 2 часа.
- сделать гармонический анализ предложенного отрывка из произведений русских и зарубежных композиторов XIX-XX веков.
Экзамен по теории музыки также включает собеседование по вопросам теоретических курсов (гармонии, полифонии, инструментоведения) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам теоретических отделений музыкальных училищ.
4. Музыкальная литература
Абитуриент должен знать:
- музыкальную литературу в соответствии с приведенными ниже списками;
- биографии и важнейшие хронологические даты жизни и творчества композиторов;
- иметь представление об основных этапах и наиболее значительных явлениях истории русской и зарубежной музыкальной литературы.
Список музыкальной литературs
Зарубежная музыкальная литература
И.С.Бах. ХТК, I том: C-dur,c-moll, D-dur, e-moll, B-dur;
II том: D-dur, d-moll, f-moll, fis-moll
И.С.Бах. Страсти по Матфею
Г.Гендель. Concerti grossi, op.6
К.Глюк. Опера «Орфей» (I акт: хор пастухов и пастушек, ария Орфея; II акт: сцена Орфея с фуриями; III акт: ария Орфея)
И.Гайдн. Симфонии №№ 45, 100, 103, 104
В.Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро» (увертюра, I акт: дуэттино Фигаро и Сюзанны, каватина и ария Фигаро, ария Керубино; II акт: каватина Графини, ариетта Керубино, финал; IV акт: ария Фигаро, ария Сюзанны, финал)
В.Моцарт. Опера «Дон Жуан» (увертюра, I акт: интродукция, ария Лепорелло, дуэттино Дона Жуана и Церлины, ария Дон Жуана, финал; II акт: канцонетта Дон Жуана, финал)
В.Моцарт. Симфонии №№ 39,40,41
Л.Бетховен.Симфонии №№1-8. Увертюры: Эгмонт, Кориолан
Ф.Шуберт. Симфония h-moll (неоконченная)
Дж.Россини. Опера «Севильский цирюльник» (увертюра, I акт: канцона Альмавивы, каватина Фигаро, каватина Розины, ария Дона Базилио (La callunia), квинтет «Buonasera», финал)
Ф.Мендельсон-Бартольди. Увертюра «Сон в летнюю ночь»
Ф.Мендельсон-Бартольди. Симфонии: «Итальянская», «Шотландская»
Р.Шуман. Симфонии №1,№4
К.М. Вебер. Увертюры: «Вольный стрелок», «Оберон», «Эврианта»
Ф.Лист. Прелюды
Р.Вагнер. Опера «Тангейзер» (Увертюра, хор странников, романс Вольфрама из III акта)
Р.Вагнер. Опера «Лоэнгрин» (I акт: вступление, выход и сон Эльзы, прибытие Лоэнгрина; II акт: вступление; III акт: свадебный хор. Сцена Эльзы и Лоэнгрина, рассказ Лоэнгрина)
Р.Вагнер. Тетралогия «Кольцо Нибелунга» (знакомство с отдельными сценами – Полет Валькирии, Траурный марш)
Дж.Верди. Опера «Риголетто» (Вступление; I акт: баллада Герцога, ария Джильды, хор «Тише, тише»; II акт: сцена и ария Риголетто; III акт: песенка Герцога и квартет)
Дж.Верди. Опера «Аида» (I акт: романс Радамеса, сцена Аиды, хор жриц; II акт: сцена и дуэт Аиды и Амнерис, финал; III акт: вступление и романс Аиды; IV акт: сцена суда. Дуэт Аиды и Радамеса
Дж.Верди. Опера «Травиата» (Вступоение, I акт: ария Виолетты; II акт: сцена Виолетты и Жермона; III акт: финал)
Й.Брамс. Симфонии №№1,2,3,4
Ж.Бизе. Опера «Кармен» (Вступление, I акт: хор мальчиков, хор работниц, хабанера, сегидилья; I I акт: антракт, цыганская песня, куплеты Эскамильо, дуэт Хозе и Кармен; III акт: антракт, сцена гаданья; IV акт: антракт, заключительный дуэт)
Г.Берлиоз. Фантастическая симфония
Ш.Гуно. Опера «Фауст» (сцена на ярмарке, баллада о фульском короле, ария Маргариты, каватина Фауста, дуэт Фауста и Маргариты из III д.)
Дж.Пуччини. Опера «Богема» (I акт: ария Рудольфа, ария Мими, II акт)
Б.Сметана. «Влтава» (из цикла «Моя родина»)
А.Дворжак. Симфония «Из Нового Света»
А.Григ. Пер Гюнт (Первая и вторая сюиты)
К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»
К.Дебюсси. Ноктюрны
Р.Штраус. «Тиль Уленшпигель», «Дон Жуан»
Отечественная музыкальная литература
М.И.Глинка. Опера « Иван Сусанин» (Увертюра, I акт, II акт, III акт: песня Вани, квартет, сцена с поляками, свадебный хор, романс Антониды; IV акт: речитатив и ария Вани, хор поляков, ария Сусанина, речитатив и финал; эпилог)
М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, I акт; II акт; III акт: персидский хор, каватина Гориславы, ария Ратмира; IV акт: сцена и ария Людмилы, маош Черномора и восточные танцы; V акт: хорв «Ах, ты, свет Людмила», «Не проснется птичка утром», сцена пробуждения Людмилы, заключительный хор)
М.И.Глинка. Камаринская. Арагонская хота. Воспоминание летней ночи в Мадриде. Вальс-фантазия
А.Г.Рубинштейн. Опера «Демон» (Монолог Демона «Проклятый мир» (1д), хор «Ходим мы к Арагве светлой» (1д.), ариозо «Дитя, в объятиях твоих» (1д), хор «Ноченька», Лезгинка (2д.), ариозо Демона «Не плачь, дитя» и «На воздушном океане» (2д.), романс Тамары и сцена Демона и Тамары (3д.).
М. А. Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен
А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь»
А.П.Бородин. Вторая симфония
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
М.П.Мусоргский. Картинки с выставки.
Н.А.Римский - Корсаков. Опера «Снегурочка» (Пролог, I акт: две песни Леля, ариетта Снегурочки, ариетта Купавы, свадебный обряд и финал; II акт: от дуэта царя Берендея и Купавы до каватины царя Берендея включительно; III акт: хор «Ай, во поле липенька», третья песня Леля, ариозо Снегурочки, сцена Снегурочка и Мизгиря; IV акт)
Н. А. Римский – Корсаков. Опера «Царская невеста» (Увертюра, I акт: речитатив и ария Грязного, сцена прихода гостей, ариозо Лыкова, песня Любаши, трио и дуэт; II акт: от арии Марфы до арии Любаши включительно; IV акт)
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже»
(«Похвала путине» (1д.), Сеча при Керженце)
Н. А. Римский – Корсаков. Опера «Золотой петушек» (фрагменты: введение, ария Шемаханской царицы, свадебное шествие)
Н. А. Римский – Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада»
П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»
П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама»
П. И. Чайковский. Симфонии № № 1, 4, 5, 6
П. И. Чайковский. Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта»
С. И. Танеев. Симфония до минор
А.К. Глазунов. Симфония №5
А.К. Лядов. Симфонические произведения: «Восемь русских песен для оркестра», «Волшебное озеро», «Кикимора»
А.Н. Скрябин. Симофния №№ 1, 2, 3
А.Н. Скрябин. Поэма экстаза (общее знакомство)
С.В. Рахманинов. Симония №3
С.В. Рахманинов. Симфонические танцы
С.В. Рахманинов. Второй и Третий фортепианные концерты
И. Стравинский. Балеты: «Жар птица» , «Весна священная», «Петрушка» (общее знакомство)
С.С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта»
С.С. Прокофьев. Симфония №№ 1,5, 7
С.С. Прокофьев. Контата «Александр Невский»
Д. Д. Шостакович. Симфония № №1, 5, 7, 8, 9, 10.
Д. Д. Шостакович. Квартет №8
Д. Д. Шостакович. Опера «Катерина Измайловна» (III к: ариозо Катерины «Я однажды в окошко увидела» ; антракт к V к: Пассакалья; финал оперы: монолог Катерины и хор каторжан)
А. И. Хачатурян. Балет «Спартак»
А.И. Хачатурян. Симфония №3
А. И. Хачатурян. Скрипичный концерт
Г.В. Свиридов. Курские песни