Скульптор
Родился 20.07.1974., г. Коростышев (Украина). Живет и работает в Красноярске.
1995 г. – окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова (скульптурно-педагогическое отделение).
2001г. – окончил Красноярский государственный художественный институт (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) (специальность: художник-скульптор)
2001-2004 гг. – Творческие мастерские Российской академии художеств
Преподавательская деятельность
2001 г. – преподаватель кафедры «Скульптура» Красноярского государственного художественного института (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского).
2008 г. – доцент кафедры «Скульптура» СГИИ имени Дмитрия Хворостовского.
2016 г. - профессор кафедры «Скульптура» СГИИ имени Дмитрия Хворостовского, руководитель творческой мастерской монументально-декоративной скульптуры.
Почетный член Российской академии художеств (2017 г.).
Руководитель Творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств в г. Красноярске (с 2018 г.).
Член Союза художников России (2002 г.).
Член правления Красноярского регионального отделения Союза художников (2004 г.).
Награды:
Малая золотая медаль первой выставки христианского искусства посвящённая 2000-летию Рождества Христова (2000 г.); вторая премия всероссийской выставки христианского искусства «Вера без дел мертва» (2003 г.); диплом Российской академии художеств (2003 г.); нагрудный знак «Герб города Красноярска» (2006 г.); нагрудный знак «Герб Красноярского края (2007г.); диплом ВТОО «Союза художников России» (2008 г.); вторая премия ФСБ Российской Федерации в области изобразительного искусства (2009 г.); первая премия международного симпозиума по скульптуре г. Темиртау, Казахстан (2010 г.); премия губернатора Красноярского края «За высокохудожественные, отличающееся новизной и оригинальностью произведения» ( 2010 г.); диплом Российской академии художеств, отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока (2012 г.); медаль региональной художественной выставки «Сибирь-21» (2013 г.); золотая медаль ВТО Союз художников России (2014 г.).
Основные выставки:
2014 г. персональная - КРОО ВТО Союз художников России, (Красноярск)
2010 г. Международная выставка красноярских художников (г. Харбин, Китай)
2002 г. международная выставка в рамках фестиваля русской культуры в Италии
Проекты и творческие работы
Монументальные работы:
«Похищение Европы» (2003г. г.Красноярск), «Фемида» (2004г. г.Красноярск), «Геральдический лев» (2005г. г. Красноярск), «Аполлон» (2006г. г.Красноярск), «Бременские музыканты» (2006г. г. Красноярск), «Клоун» (2007г. г. Красноярск), «Икар» (2008 г. г.Красноярск.), «Памятник пограничникам, погибшим на острове Даманский» (2008г. г. Дальнереченск), «Солнечный олень» (2012 г.г. Красноярск), «Журавли» (2007г. г. Красноярск), «Арлекин и Коломбина» (2008г. г. Красноярск), «Памятник Генерал-лейтенанту А.И. Лебедю» (2013г., г. Красноярск), «Памятник Труженикам тыла» (2015 г., г. Красноярск), Мемориальная доска «А.И. Чмыхало» (2015г., г. Красноярск).
Публикации:
Царинный И.В. — Черты красноярской школы скульптуры (на примере творчества А. Е. Ткачука) // Архитектура и дизайн. – 2018. – № 1. – С. 19 - 30. DOI: 10.7256/2585-7789.2018.1.27649 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27649
Творчество.
Красноярская школа скульптуры характеризуется определенными чертами, хоть и является опосредованно преемницей петербургской школы. В силу того обстоятельства, что первые ведущие скульпторы-педагоги были выпускниками вузов Ленинграда (Ю. П. Ишханов, Ш. Д. Давыдов). В целом, для красноярской школы характерны: тяготение к цельности композиции и обобщённой трактовке формы, выразительность силуэта, использование ритма, использование графических приемов, сохранение живой (экспрессивной) лепки, поэтапное методичное ведение работы.
Одним из ведущих представителей школы, современных скульпторов-педагогов является Ткачук Александр Евгеньевич. В своей мастерской монументально-декоративной скульптуры он опирается на богатейший опыт всей мировой пластики, не ограничиваясь рамками одной определенной техники. Разноплановый подход скульптор использует и в своем творчестве, где нет стереотипных мотивов, постоянно повторяющихся сюжетов и наработанных манер. Александр Евгеньевич основывается на опыте академической школы, при этом ведет постоянный творческий поиск в решении композиционных задач. Поэтому образный ряд в творчестве скульптора довольно богатый, и постоянно расширяется. Для него важной методической установкой является индивидуальность решения творческой задачи. Важнейшим методическим принципом в педагогической деятельности А. Е. Ткачука является этапность ведения работы. Все начинается с пропорций и отношений масс, движения, которое должно быть выставлено уже в каркасе. Затем осуществляется поиск правильного силуэта со всех точек. После автор приступает к моделировке форм, уделяя особое внимание пластическим узлам, опорным точкам фигуры. И затем - проработка полутонов, работа над нюансами, где каждая деталь должна подчиняться целому.
Еще одним принципом является соблюдение соответствия размера скульптуры её пространственным задачам, её расположению.
Красноярская школа скульптуры - явление развивающееся, со своей предысторией, своими характерными методическими установками и принципами преподавания. Это явление динамичное в ремесле педагогов, передающих знания своим ученикам из рук в руки. Огромную роль в этом процессе играет Александр Евгеньевич Ткачук, имеющий свой индивидуальный творческий и педагогический почерк.
Фото работ:
1.«Похищение Европы» (2003г. г. Красноярск)
2.«Фемида» (2004г. г. Красноярск)
3.«Геральдический лев» (2005г. г. Красноярск)