Художник керамист, график
Родилась в 1968 году.
1986 –т1991 гг. – учеба в Красноярском государственном художественном институте (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) по специальности «художник декоративно-прикладного искусства (керамика)»
С 1997 г. Член Союза художников России.
2005 г. – присвоено ученое звание Кандидата философских наук
2010 г. – доцент по кафедре ДПИ Ханты-Мансийского института дизайна и прикладных искусств (филиал) Уральской государственной архитектурно-художественной академии).
В настоящее время — председатель Регионального отделения ВТОО «СХР» по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (ранее Ханты-Мансийского окружного отделения ВТОО «СХР»). shrugra.ru
Преподаватель Центра искусств для одаренных детей Севера.
Живёт и работает в г. Ханты-Мансийске. Участник зональных, областных, всероссийских и международных выставок.
Награды:
1997 г. - стипендиат СХ России
2005 г. – диплом «Новое имя Югры».
Контакты:
сайт регионального отделения СХРФ — shrugra.ru
Творчество
Василиса Портнова - художник, живущий и работающий в Ханты-Мансийске, городе достаточно сложном, с тяжелым климатом. Художественная школа региона очень молода, еще не успела сложиться. Здесь много мастеров, приехавших из других регионов с разными традициями и взглядами на искусство. Практически отсутствует система художественных выставок и очень скромное отделение Союза художников России. Однако, во многом благодаря ей развивается крайне самобытная и сильная линия керамической пластики. В дном из интервью автор говорит об этом так: « Фантазирую на тему славянской мифологии в противовес востребованной в Югре хантыйской и мансийской. Так появились русалка, кот-учёный, птицы Сирин с человеческим лицом… Как-то делала персональную выставку в Доме-музее имени народного художника СССР Игошева. Руководительница детской студии при музее, посмотрев на мои работы, решила на время выставки перебраться со своими воспитанниками на другой этаж, поскольку моё искусство показалось ей больно мрачным. После этого случая я решила побаловаться: сделать светлых и весёлых птиц. Люди привыкли видеть на выставках добрые краски. Такая установка существует: искусство должно украшать, веселить. А я не всегда веселю… » [статья «Василиса Портнова: «Искусство с желанием больших денег не связано...»15 октября 2019№173 (7232)Культура //. URL: https://t-i.ru/articles/27884 (дата обращения 20.12.21)]
Именно это чувство важности свободы творчества определяет характер выбранного ею пути. Монументальные, словно высеченные в граните или напротив, крайне «керамичные» скульптуры обращаются к вечным темам, рассказывают свою историю. Они никуда не спешат, не рядятся в яркие, привлекательные одежды цветных глазурей, а смотрят на нас со спокойствием и достоинством. Даже в названиях работ ощущается эта неторопливая уверенность: «Беседа», 2018 г. шамот глазурь. 72х32х43,52х70х38, «Сидящий перед долгой дорогой» из серии «Отдых в пути», 2013 г. Шамот, ангоб. 55х26х31, «Размышление о пройденном пути» из серии «Отдых в пути», 2013 г. .45х44х31 Шамот, ангоб, «Художник», 1994 г. шамот глазурь, 2 предмета из серии «Пикник».Сидящий.40х19х24. Лежащий. 30Х30х18. 1997. Фаянс, соли, оксиды, глазурь, позолота. Цветовая гамма большинства работ, особенно новых, весьма сдержана, без излишних спец эффектов. В основном это ангобы и естественные оттенки глазурей, затертых в фактуру поверхности.
Василиса Викторовна является и активным общественным деятелем, председателем регионального отделения Союза художников России, много делает для развития культуры региона, организации выставок и формирования культурной идентичности Югры.
Также она не забывает своих творческих корней. В 2020 г. приняла активное участие в проекте Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) «Профессор и ученики», посвященный 40-летию творческой и педагогической деятельности Алеся Яковлевича Мигаса, профессора кафедры «Художественная керамика», где училась Василиса Портнова. В каталоге выставки, она так вспоминает свою учебу: «Алесь Яковлевич - это начало. Это то, что задает систему координат, формулирует критерии, это то, что придает импульс и определяет вектор движения. Можно потом петлять, уходить, но рано или поздно оно тебя настигнет — это первоначальное кодирование. Это уже с нами со всеми случилось, и поздно делать вид, что этого не было или могло не быть. Теперь уже нет. Я приехала в Красноярск поступать на промышленную графику. В 1986 году набора на графику не было, но в приемной комиссии меня встретил Алесь Яковлевич — ровно такой, каким должен быть художник и учитель — доброжелательный с юмором и с бородой. Сказал: выбирай сама — или дизайн, и тогда будешь всю жизнь клеить бумажки, или керамика — и тогда будешь всю жизнь по уши в глине. Я выбрала. Учитель не обманул — все случилось, как он сказал».
Фото работ:
1.Короткий сон перед долгой дорогой. Из серии Отдых в пути.шамот,ангоб. 29х58х34
2.Беседа. 2 предмета. 2018.шамот глазурь. 72х32х43,52х70х38.