Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»
Профиль «Музыковедение»
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- теория музыки (письменно и устно)
- музыкальная литература коллоквиум
- 1.Теория музыки
Сольфеджио
1) музыкальный диктант (двухголосный) в форме периода (8-10 тактов), содержащий отклонения и модуляцию в тональности 1-й степени родства, с мелодически развитыми голосами, в простых и сложных размерах; время написания – 25 минут;
2) определение на слух (устно) интервалов и аккордов, гармонических последовательностей в четырехголосном аккордовом изложении, содержащих отклонения и модуляции в родственные тональности;
3) пение с листа (одноголосие).
Примерный уровень сложности: С. Соловьев, В. Шокин, А. Островский. Сольфеджио.
Гармония
4) гармонизовать мелодию в форме периода с дополнением или расширением (10-16 тактов), включающую обороты мажоро-минора, отклонения и модуляцию в отдаленную тональность (письменно). Время написания – 2 часа.
5) Анализ небольшого музыкального произведения (жанр, строение, особенности мелодики, гармонии и тонального развития, фактуры, метроритма).
Примеры сочинений:
Сонаты для фортепиано Л. Бетховена: ор.2 № 1, 2 (ч.3); «Песни без слов» Ф. Мендельсона: №1,4,9; «Времена года» П. Чайковского: «Баркарола», «Осенняя песня»;
2. Музыкальная литература предполагает знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, знание музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища, владение профессиональной терминологией.
Примерный перечень вопросов по музыкальной литературе (музыковедение, музыкознание и музыкально-прикладное искусство)
1. Творческий облик - Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Шуберт, Гайдн, Глинка, Бетховен, Прокофьев.
2. Шопен - национальный польский композитор, Глинка - основоположник русской классической музыки.
3. Значение творчества Даргомыжского в развитии русской музыки.
4. Симфоническое творчество - Гайдн, Бетховен, Чайковский, Шостакович, Прокофьев.
5. Инструментальное творчество - Моцарт, Римский-Корсаков.
6. Оперное творчество - Моцарт, Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский
7. Вокальное творчество - Даргомыжский, Глинка, Шуберт, плюс Песенные циклы Шуберта.
8. Фортепианное творчество - Шопен, Бетховен, Шопен
Коллоквиум – собеседование по профилирующим вопросам - выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области современной музыкальной культуры, разных видов искусства.