Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»
Профиль «Фортепиано»
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
-
исполнение подготовленной программы
-
подготовка и исполнение незнакомого фортепианного произведения, предложенного комиссией
-
коллоквиум
-
теория музыки (сольфеджио, гармония - письменно и устно)
1. Исполнение сольной программы
Поступающий должен исполнить программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы:
- одно полифоническое произведение в оригинале (И.С.Бах. ХТК 1, 2 т.т.; Д.Шостакович. 24 прелюдии и фуги; Прелюдии и фуги русских композиторов и т.п.);
- 1 или 2 и 3 части классической сонаты или вариации;
- произведение или его часть по выбору абитуриента;
- один виртуозный этюд.
Исполнение концертов или ансамблей не допускается.
Абитуриенты, представившие программы не соответствующие приемным требованиям, к прослушиванию не допускаются.
2. Подготовка и исполнение незнакомого фортепианного произведения, предложенного комиссией
Исполнение предложенного экзаменационной комиссией незнакомого абитуриенту несложного произведения после разучивания в классе в течение одного часа.
3. Коллоквиум
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
4. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать двухголосный диктант в форме периода с достаточно развитыми голосами, хроматизмами и отклонениями в тональности диатонического родства; время написания - 25 минут;
- спеть с листа одноголосную мелодию из художественной литературы, содержащую хроматизмы, отклонения и модуляции, мелодическую фигурацию, сложные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простом и сложном размерах;
- определить на слух модуляцию в тональность диатонического родства (общий план и составляющие аккорды).
Гармония
Поступающий должен:
- выполнить в классе письменную работу по гармонизации мелодии протяженностью в 10-16 тактов, включающей отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, без неаккордовых звуков (если в условии встречаются неаккордовые звуки, они должны быть отмечены звездочками). Для гармонизации мелодии употребляются следующие аккорды: трезвучия всех ступеней лада с обращениями, D7, D9, II7, VII7 с обращениями, а также альтерированные аккорды группы DD, D. Время написания – 2 часа;
- проанализировать гармонию в предложенном музыкальном произведении. Например: Л. Бетховен. Соната для фортепиано; Ф. Шопен. Ноктюрны; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11; А. Лядов. Фортепианные пьесы.