Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»
Профиль «Оркестровые струнные инструменты»
Альт
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- §исполнение подготовленной программы
- §коллоквиум
- §теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно)
1. Исполнение программы
Поступающий должен исполнить:
- §И.С.Бах – две разнохарактерные части из сюиты для виолончели соло или две разнохарактерные части из партит или сонат для скрипки в переложении для альта. Вместо указанных сочинений могут быть исполнены две разнохарактерные части одной из трех сюит М. Регера или две разнохарактерные части из сюиты ля минор И. Флейшера;
- §произведение крупной формы (1-я или 2-я и 3-я части). Например: концерты Ф. Хоффмайстера, Я. Ваньхаля, К. Стамица, Г. Генделя;
- §произведение малой формы виртуозного характера;
- §произведение малой формы кантиленного характера;
- §этюд. Например: Б. Кампаньоли, И. Палашко (соч. 36 и соч. 37), Ф. Хоффмайстера, М. Териана;
- §трехоктавную гамму, арпеджио, двойные ноты (терции, сексты, октавы).
2. Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов. Абитуриент должен обладать общими представлениями об общественно-политической обстановке как внутри страны, так и в мире на данный момент.
3. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать двухголосный диктант в форме периода с достаточно развитыми голосами, содержащий альтерацию, хроматизмы и отклонения в тональности диатонического родства;
- спеть с листа одноголосный пример, включающий мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры в простых и сложных размерах;
- определить на слух модуляцию в тональность диатонического родства (общий план и составляющие аккорды)
Гармония
Поступающий должен владеть материалом в объеме программы музыкального колледжа для данной специальности: аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой группы с обращениями, аккорды двойной доминанты, альтерация в аккордах субдоминантовой и доминантовой групп, альтерация в аккордах двойной доминанты, модуляция в тональности 1 степени родства, диатонические и модулирующие секвенции, энгармонизм уменьшенного и малого мажорного септаккорда, разрешение неустойчивых аккордов в устойчивые, правила голосоведения, типичные экспозиционные и заключительные обороты, оформление каденций.
Поступающий должен выполнить письменную контрольную работу, включающую следующие задания:
- Построение аккордов в тональности;
- Определение аккордов в тональности;
- Разрешение аккордов в тональности;
- Исправление ошибок в данном гармоническом обороте;
- Определение общего и модулирующего аккордов в небольшом модулирующем построении (3-4 такта);
- Запись двух звеньев модулирующей секвенции данного мотива;
- Гармонизация краткого мелодического построения (2-4 такта);
- Гармонический анализ небольшого фрагмента из музыкального произведения – определение тонального плана, функций аккордов (уровень сложности: Бетховен Andante из фортепианной сонаты №10, начальный период).
Время выполнения – 70 минут.