Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»
Профиль «Оркестровые духовые и ударные инструменты»
Кларнет
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- исполнение подготовленной программы
- коллоквиум
- теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно).
1. Исполнение программы
Поступающий должен:
- исполнить все гаммы (по выбору комиссии);
- играть тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре;
- исполнить один этюд наизусть и один из пяти по нотам (по выбору комиссии);
- исполнить одну или две части произведения крупной формы (концерт, соната) или два произведения малой формы, контрастных по характеру.
Поступающий должен показать знание всех мажорных и минорных гамм (без терций).
Сборники этюдов: сборник этюдов для музыкальных училищ под ред. В.В. Петрова;
А. Крепш. 26 этюдов; 1 и 2 концерты и «Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано» К.М.Вебера и другие.
Абитуриенты, представившие программы не соответствующие программным требованиям, к прослушиванию не допускаются.
2. Коллоквиум
Собеседование выявляет общекультурный уровень абитуриента, его знания музыкальной литературы в объеме курса музыкальной школы, а также знания в области культуры и смежных видов искусств.
Поступающий должен рассказать о произведениях, исполненных на экзамене, композиторах.
3. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать одноголосный диктант, в форме периода (8-12 тактов), содержащий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства, синкопы, триоли, пунктирные ритмические фигуры;
- спеть с листа одноголосный пример, включающий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства в простых и сложных размерах с применением синкоп, триолей;
- определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука и в тональности; небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
Гармония
Поступающий должен:
- гармонизовать мелодию в форме периода, содержащего отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Встречающиеся в условии неаккордовые звуки отмечаются звездочками. При гармонизации мелодии рекомендуется использовать средства, изученные в объеме программы курса гармонии для студентов оркестровых отделений музыкальных училищ;
- сделать гармонический анализ (с предварительной подготовкой) небольшого произведения целиком или его фрагмента с определением формы, ее членения, тонального плана, гармонических функций аккордов. В качестве материала для анализа может быть предложена как фортепианная литература с несложной фактурой (например, медленные части сонат Л. Бетховена №3, 4, 7, 8), так и оригинальная литература.