направление 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»
Профиль «Оркестровые духовые и ударные инструменты»
Кларнет
Вид: очное (4 года) и заочное формы обучения (5 лет)
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- Профессиональное испытание: теория музыки (сольфеджио и гармония - письменно и устно)
- Творческое испытание: исполнение подготовленной программы и собеседование
1. Исполнение программы
Поступающий должен:
- знать наизусть все гаммы (на экзамене спрашивается 1 мажорная и 1 минорная гамма по выбору комиссии);
при игре гамм: уметь исполнять тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре с обращениями, а также хроматическую гамму от любой ноты;
- подготовить 4 этюда и исполнить один из них по нотам (по выбору комиссии);
- исполнить одну или две части, или целиком произведение крупной формы (концерт, соната и т.д.) в сопровождении с фортепиано или два произведения малой формы, контрастных по характеру. Все произведения исполняются наизусть.
Примерный репертуарный список
Сборники этюдов: сборник этюдов для музыкальных училищ под ред. В.В. Петрова; А. Крепш. 26 этюдов;
Произведения: 1 и 2 концерты и «Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано» К.М. фон Вебера и другие произведения примерного уровня сложности.
Абитуриенты, представившие программы, не соответствующие программным требованиям, к прослушиванию не допускаются.
Собеседование
Собеседование проводится сразу после исполнения программы и выявляет общекультурный уровень абитуриента, его знания музыкальной литературы в объеме курса музыкальной школы, а также знания в области культуры и смежных видов искусств.
Поступающий должен рассказать о произведениях, исполненных на экзамене, композиторах, знать музыкальные термины, особенности конструкции и звукоизвлечения своего музыкального инструмента (из истории создания).
2. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать одноголосный диктант, в форме периода (8-12 тактов), содержащий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства, синкопы, триоли, пунктирные ритмические фигуры; время написания – 25 минут;
- спеть с листа одноголосный пример, включающий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства в простых и сложных размерах с применением синкоп, триолей;
- определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука и в тональности; определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука; небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
Гармония
Поступающий должен:
- гармонизовать мелодию в форме периода, содержащего отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Встречающиеся в условии неаккордовые звуки отмечаются звездочками. При гармонизации мелодии рекомендуется использовать средства, изученные в объеме программы курса гармонии для студентов оркестровых отделений музыкальных училищ; время написания – 2 часа;
сделать гармонический анализ (с предварительной подготовкой) небольшого фрагмента. В качестве материала для анализа может быть предложена как фортепианная литература с несложной фактурой (например, медленные части сонат Л. Бетховена №3, 4, 7, 8), так и оригинальная литература.