Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»
Профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»
Гитара
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- исполнение подготовленной программы
- теория музыки (сольфеджио и гармония – устно)
1. Исполнение программы
Поступающий должен исполнить:
полифоническое произведение
циклическое произведение: соната, вариационный цикл, сюита (не менее трех частей), кроме концертов с аккомпанементом
произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века
Примерные программы:
Полифония:
И.С.Бах. Фуга из сонаты №1 для скрипки соло
И.С.Бах. Прелюдия из сюиты №3 для лютни
И.С.Бах. Прелюдия из сюиты №4 для лютни
И.Рехин. Прелюдия и фуга
Произведение западноевропейской или русской классики:
Ф.Сор. Вариации на тему из оперы Моцарта «Волшебная флейта»
М.Джулиани. Вариации на тему Генделя
Л.Леньяни. Фантазия
М.Высотский. Вариации на тему русской народной песни "Пряха"
Циклическое произведение:
М.Джулиани. Соната до мажор ор.15
Ф.Морено-Торроба. Сюита "Ламанчские напевы"
Ф.Таррега. Венецианский карнавал
И.Рехин. Соната
Критерии оценки исполнения концертной программы
Оценка 100-80 баллов выставляется, если выполнены все требования, в частности:
- сложность концертной программы;
- стабильность исполнения;
- технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свободаслужит раскрытию худ ожественного содержания произведений;
- исполнение программы яркое, выразительное, убедительное и законченное по форме;
- проявление индивидуального отношения к исполняемым произведениям для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла;
Оценка 60-80 баллов ставится, если основные требования выполнены:
- техническая свобода;
- осмысленная и выразительная игра, в том случае, когда демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемых произведений;
- индивидуальное отношение к исполняемым произведениям;
- допущение небольших стилистических и технических неточностей, не разрушающих целостности исполняемых произведений.
Оценка 40-60 ставится, если имеются отступления от требований, в частности:
- неубедительное исполнение программы;
- скромные технические данные исполнителя;
- нестабильность исполнителя;
- ошибки в тексте, остановки в процессе игры;
- погрешности в звукоизвлечении.
Непроходной балл выставляется, если отсутствуют, в частности:
- стабильность исполнения;
- соответствие программы требованиям;
- музыкальная образности в исполняемых произведениях;
- имеются текстовые потери;
- грубые технические ошибки.
2. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в форме периода. Время написания - 25 минут;
- определить на слух интервалы и аккорды (трезвучия всех видов и их обращения; V7, VII7 мал. и ум. II7 с обращениями) от звука, небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
- спеть с листа одноголосную мелодию из художественной литературы.
Гармония
Поступающий должен владеть материалом в объеме программы музыкального колледжа для данной специальности: аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой группы с обращениями, аккорды двойной доминанты, альтерация в аккордах субдоминантовой и доминантовой групп, альтерация в аккордах двойной доминанты, модуляция в тональности 1 степени родства, диатонические и модулирующие секвенции, энгармонизм уменьшенного и малого мажорного септаккорда, разрешение неустойчивых аккордов в устойчивые, правила голосоведения, типичные экспозиционные и заключительные обороты, оформление каденций.
Поступающий должен выполнить письменную контрольную работу, включающую следующие задания:
- Построение аккордов в тональности;
- Определение аккордов в тональности;
- Разрешение аккордов в тональности;
- Исправление ошибок в данном гармоническом обороте;
- Определение общего и модулирующего аккордов в небольшом модулирующем построении (3-4 такта);
- Запись двух звеньев модулирующей секвенции данного мотива;
- Гармонизация краткого мелодического построения (2-4 такта);
- Гармонический анализ небольшого фрагмента из музыкального произведения – определение тонального плана, функций аккордов (уровень сложности: Бетховен Andante из фортепианной сонаты №10, начальный период).
Время выполнения – 70 минут.