Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»
Профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»
Балалайка
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- §исполнение подготовленной программы
- §коллоквиум
- §теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно)
1. Исполнение программы
Поступающий должен исполнить:
- §произведение без аккомпанемента
- §циклическое произведение: концерт, соната, сюита (не менее трех частей)
- §произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века
Примерные программы:
1. П. Нечепоренко - Вариации на тему Паганини. Ю.Шишаков - Концерт для балалайки с оркестром. Ф.Обер - Жига.
2. М. Цайгер - Фантазия на тему русской народной песни "Сронила колечко".
С. Василенко - Романс, Токката и Мексиканская серенада из сюиты для балалайки.
К.Дакен - Кукушка.
3. Ю. Шишаков - Обработка русской народной песни "Я на камушке сижу".
А. Гречанинов - Соната для балалайки. Д.Скарлатти - Соната до мажор.
2. Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень абитуриента, его музыкальную эрудицию. Поступающий должен показать знание вопросов по методике обучения игре на инструменте, по истории исполнительства, по инструментоведению, рассказать о творчестве и особенностях стиля композиторов, произведения которых исполняются им на вступительных испытаниях, изложить основные сведения об этих произведениях.
3. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- §написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в форме периода. Время написания – 25 минут;
- §определить на слух интервалы и аккорды (трезвучия всех видов и их обращения; V7, VII7 мал. и ум. II7 с обращениями) от звука, небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
- §спеть с листа одноголосную мелодию из художественной литературы.
Гармония
Поступающий должен:
- §гармонизовать мелодию в форме периода, включающую хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности диатонического родства (если в условии встречаются неаккордовые звуки, они должны быть помечены звездочкой). Время выполнения – 2 часа;
проанализировать гармонию в предложенном музыкальном произведении или его части. Например: Л. Бетховен. Соната для фортепиано №10, Andante. Примеры для анализа должны содержать отклонения и модуляции, аккорды группы DD, неаккордовые звуки.