Приемные требования по программе бакалавриата
на направление 53.03.05 «Дирижирование»
Профиль «Дирижирование академическим хором»

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

  • коллоквиум
  • теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно)
  • исполнение подготовленной программы на фортепиано

Поступающий должен:

  • исполнить на фортепиано хоровое сочинение без сопровождения с учетом специфики звучания;
  • продирижировать хоровое произведение с сопровождением (оригинальное или фрагмент оперной сцены, кантаты, оратории);
  • в сочинении без сопровождения пропеть наизусть с тактированием рукой любой из голосов хоровой партитуры по горизонтали с текстом и последовательность аккордов по вертикали (сольфеджио). В полифоническом изложении спеть «дирижерскую» линию. При пении голосов учитывается степень вокальной обученности абитуриента, умение владеть голосом и навык образцового певческого показа;
  • проанализировать музыкально-теоретические, вокально-хоровые особенности, текстовое и музыкальное содержание представленных сочинений;
  • знать все обозначения темпов сочинений, агогику, метроритмические указания, уметь аннотировать сочинения программы;
  • комиссия для проверки певческой подготовки абитуриентов может предложить спеть вокальные упражнения или романс.

Примерный список произведений для экзамена: 

для хора без сопровождения: 

Аренский А. «Анчар», «Жемчуг и любовь»; Архангельский А. «Достойно есть», «Помышляю день страшный»; Бах И.С. «Сердце молчи», мотеты (фрагменты); Бойко Р. «Вечером синим», «Дон Кихот»; Бортнянский Д. «Достойно есть», «Херувимская»; Брамс Й. «В ночной тиши», «Лесная ночь»; Бриттен Б. «Весенний первоцвет» и др.

Русские народные песни:

«Выходили красны девицы» в обр. А. Гедике, «Вянули ветры» в обр. Д. Шостаковича, «Дороженька» в обр. А.Свешникова, «Как пойду я на быструю речку» в обр. А. Свешникова, «Повянь, повянь, бурь-погодушка» в обр. В.Соколова и др.

Украинские народные песни: 

в обработке М. Леонтовича: «Дударик», «Пряля», «Щедрик»

для хора с сопровождением: 

Аренский А. «У меня ли во садочке» из оперы «Сон на Волге», Бетховен Л. Месса до мажор № 1 «Кирие», хор узников из оперы «Фиделио», Бизе Ж. Хор контрабандистов, марш тореодоров из оперы «Кармен», Бородин А. Хор «Слава», хор поселян из оперы «Князь Игорь», Брамс Й. «Цыганские песни», Бриттен Б. «Военный реквием» №2 (фрагмент), «месса – бревис» (№2, 3), Гайдн Й. «К нам весна» из оратории «Времена года», «Вечерняя песня», «Старик» (светские хоры с сопровождением), Гендель Г. «Сражен Самсон» из оратории «Самсон», «О, свирели сладкий зов» - хор из 2-го акта оратории «Ацис и Галатея», Римский – Корсаков Н. «Гой, ты, Сад-Садко» из оперы «Садко», хор слепцов – гусляров, «Ай, во поле липенька» из оперы «Снегурочка», «Вознесите хвалу» из оперы «Сказка о царе Салтане», «Грозен царь идет» из оперы «Псковитянка», «Поднялась с полуночи» из оперы «Сказание о невидимом граде Китяже», Россини Дж. «Стабат Матер» №1, Свиридов Г. «Героям Перескопской битвы», «Здесь будет город-сад» из «Патетической оратории», «Поет зима», «Ночь под Ивана-Купалу», «Небо как колокол» из кантаты «Памяти Сергея Есенина», Слонимский С. Хоровой антракт из оперы «Виринея» и др.

2. Коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, истории отечества, литературы, живописи, знание предметов специальных курсов музыкального училища.
Абитуриент должен знать творчество авторов музыки и текста, представленных в экзаменационной программе сочинений, особенности стиля и жанра сочинений, сыграть фрагменты-примеры из других произведений авторов.
Так же показать знание истории хорового исполнительства, ознакомление с широким кругом литературы по своей специальности, в том числе по хороведению, хоровой литературе, по основным прогрессивным методам работы с детьми и с самодеятельным хором.

Прочитать на фортепиано с листа четырехстрочную хоровую партитуру.

Например:

  • Чайковский П. «Ночевала тучка», «На сон грядущий»
  • Калинников Вик. «Жаворонок», «Зима»
  • Салманов В. «Топи да болота»
  • Свиридов Г. «Как песня родилась»
  • Коваль М. «Слезы»

Примерный список литературы для подготовки:
1. Анисимов А. Дирижер-хормейстер. Л., 1976
2. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980
3. Дмитриевский А. Хороведение и управление хором. М., 1957
4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л., 1956
5. Живов В. Теория хорового исполнительства. М., 1998
6. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. М., 1967
7. Казачков С. От урока к концерту. Казань, 1990
8. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963
9. Ольхов К. О дирижировании хором. Л., 1961
10. Пигров К. Руководство хором. М., 1964
11. Птица К. Очерки по технике дирижирования. М., 1948
12. Романовский Г. Хоровой словарь. М., 2005
13. Соколов В. Работа с хором. М., 1983
14. Тимофеев Ю. Руководство для начинающего дирижера. М., 1933
15. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1961

3. Теория музыки

Сольфеджио

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант с мелодически развитыми голосами, в простых и сложных размерах, в форме периода, с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического (первой степени) родства; время написания – 25 минут;
  • спеть с листа одноголосную мелодию, включающую отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию ступеней лада и все виды неаккордовых звуков. Примеры: романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Листа, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Г. Свиридова;
  • определить на слух:
  • отдельные аккорды (все виды трезвучий и септаккорды) в тесном и широком расположении, их структуру, вид обращения (нонаккорды – в основном виде)
  • гармоническую последовательность (10-12 аккордов) в форме периода с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического родства. 

Гармония

 

Поступающий должен:

  • гармонизовать мелодию в форме периода или простой двухчастной формы (12-16 тактов). Задача включает в себя отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию аккордов субдоминантовой группы, обороты с проходящими гармониями, секвенции. Встречающиеся неаккордовые звуки отмечены звездочками. Время выполнения – 2 часа.
  • сделать гармонический анализ музыкального фрагмента, включающий: определение тонального плана, каденций, аккордов. Примеры: С. Танеев – романсы, Р. Шуман – песни, Й. Брамс – фортепианные пьесы.

4. Исполнение подготовленной программы на фортепиано

Поступающий должен:

  • исполнить программу, состоящую из произведений полифонической, крупной и малой форм.

Например:
Вариант - 1
И.С. Бах. Прелюдия и фуга до минор, ХТК II том
В. А. Моцарт. Соната Си бемоль мажор, К.315, 1 часть
С. Рахманинов. Прелюдия до диез минор, соч. 3 №2

Вариант – 2
И. С. Бах. Трехголосная инвенция фа минор
Й. Гайдн. Соната ре минор, 1 часть
К. Дебюсси. Арабеска соль мажор

  • прочитать с листа произведение, по трудности соответствующее уровню фортепианной подготовки абитуриента (по выбору экзаменатора).

Во время посещения данного сайта СГИИ имени Д. Хворостовского может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

  
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk