Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Приемные требования по программе бакалавриата
на направление 53.03.05 «Дирижирование»
Профиль «Дирижирование академическим хором»

 

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

  • собеседование
  • теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно)
  • исполнение подготовленной программы на фортепиано

1. Собеседование

Поступающий должен:

  • продирижировать два произведения: для хора без сопровождения и для хора с сопровождением (оригинальное или фрагмент из оперы, кантаты, оратории, мессы);
  • исполнить на фортепиано сочинение для хора без сопровождения с учетом специфики звучания;
  • в произведении без сопровождения пропеть наизусть с тактированием рукой любой из голосов хоровой партитуры по горизонтали с текстом и последовательность аккордов по вертикали (сольфеджио). В полифоническом изложении спеть «дирижерскую» линию. При пении голосов учитывается степень вокальной обученности абитуриента, умение владеть голосом и навык образцового певческого показа;
  • проанализировать содержание и форму представленных сочинений, их мелодико-ритмические, фактурно-гармонические и вокально-хоровые особенности;
  • знать все обозначения темпов произведений, агогику, метроритмические указания, уметь аннотировать сочинения программы;
  • комиссия для проверки певческой подготовки абитуриентов может предложить спеть вокальные упражнения или романс.

 

Примерный список произведений для экзамена: 

для хора без сопровождения: 

Анцев М. «Лотос», Аренский А. «Жемчуг и любовь»; Аркадельт Я. «Ave Maria»; Архангельский А. «Ночка, моя ночка», «Достойно есть»; Бах И.С. «Сердце молчи», мотеты (фрагменты); Бойко Р. «Вечером синим»; Бортнянский Д. «Достойно есть», «Херувимская»; Брамс Й. «В ночной тиши», «Лесная ночь»; Витол Я. «Лесное озеро» и др.

Русские народные песни:

«Выходили красны девицы» в обр. А. Гедике, «У ворот, ворот батюшкиных» в обр. А. Архангельского, «Дороженька» в обр. А. Свешникова, «Как пойду я на быструю речку» в обр. А. Свешникова, «Повянь, повянь, бурь-погодушка» в обр. В. Соколова и др.

Украинские народные песни в обработке М. Леонтовича: «Дударик», «Пряля», «Щедрик».

для хора с сопровождением: 

Аренский А. «Сон на Волге»: хор «У меня ль во садочке»; Бетховен Л. Месса C-dur: № 1 «Kyrie», «Фиделио»: хор узников; Бизе Ж. «Кармен»: хор работниц, хор контрабандистов; Бородин А. «Князь Игорь»: хор «Солнцу красному слава», хор поселян; Брамс Й. Цыганские песни, Василенко С. «Отставала лебёдушка»; Гайдн Й. «Времена года»: № 2; Гендель Г. «Самсон»: хор «Сражен Самсон», «Ацис и Галатея»: хор «О, свирели сладкий зов»; Римский-Корсаков Н. «Садко»: хор «Гой, ты, Сад-Садко», «Снегурочка»: хор слепцов-гусляров, «Псковитянка: хор «Грозен царь идет», «Сказание о невидимом граде Китеже»: хор «Поднялася с полуночи»; Россини Дж. «Stabat Mater»: № 1, Свиридов Г. «Патетическая оратория»: «Героям Перекопской битвы», «Здесь будет город-сад», Поэма памяти Сергея Есенина: «Поёт зима», «Ночь под Ивана Купала», «Небо как колокол», Чайковский П. И. «Опричник»: свадебный хор и др.

Собеседование выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, истории отечества, литературы, живописи, знание предметов специальных курсов музыкального училища.
Абитуриент должен знать творчество авторов музыки и текста сочинений, представленных в экзаменационной программе, особенности их стиля и жанра, сыграть примеры (фрагменты) из других произведений этих авторов.
Поступающий также должен показать знание истории хорового исполнительства, а также широкий круг литературы по своей специальности, в том числе по хороведению, хоровой литературе, по основным эффективным методам работы с детьми и с самодеятельным хором.
Абитуриент должен прочитать с листа на фортепиано 4-строчную хоровую партитуру.

Например:

  • Чайковский П. «Ночевала тучка», «На сон грядущий».
  • Калинников Вик. «Жаворонок», «Зима».
  • Салманов В. «Топи да болота».
  • Свиридов Г. «Как песня родилась».
  • Коваль М. «Слезы».

Примерный список литературы для подготовки:
1. Анисимов А. Дирижер-хормейстер. Л., 1976.
2. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980.
3. Дмитриевский А. Хороведение и управление хором. М., 1957.
4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л., 1956.
5. Живов В. Теория хорового исполнительства. М., 1998.
6. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. М., 1967.
7. Казачков С. От урока к концерту. Казань, 1990.
8. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963.
9. Ольхов К. О дирижировании хором. Л., 1961.
10. Пигров К. Руководство хором. М., 1964.
11. Птица К. Очерки по технике дирижирования. М., 1948.
12. Романовский Г. Хоровой словарь. М., 2005.
13. Соколов В. Работа с хором. М., 1983.
14. Тимофеев Ю. Руководство для начинающего дирижера. М., 1933.
15. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1961.

 

2. Теория музыки

Сольфеджио

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант с мелодически развитыми голосами, в простых и сложных размерах, в форме периода, с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического (первой степени) родства; время написания – 25 минут;
  • спеть с листа одноголосную мелодию, включающую отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию ступеней лада и все виды неаккордовых звуков. Примеры: романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Листа, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Г. Свиридова;
  • определить на слух:
  • отдельные аккорды (все виды трезвучий и септаккорды) в тесном и широком расположении, их структуру, вид обращения (нонаккорды – в основном виде)
  • гармоническую последовательность (10–12 аккордов) в форме периода с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического родства. 

Гармония

Поступающий должен:

  • гармонизовать мелодию в форме периода или простой двухчастной формы (12–16 тактов). Задача включает в себя отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию аккордов субдоминантовой группы, обороты с проходящими гармониями, секвенции. Встречающиеся неаккордовые звуки отмечены звездочками. Время выполнения – 2 часа.
  • сделать гармонический анализ музыкального фрагмента, включающий: определение тонального плана, каденций, аккордов. Примеры: С. Танеев – романсы, Р. Шуман – песни, Й. Брамс – фортепианные пьесы.

 

3. Исполнение подготовленной программы на фортепиано

Поступающий должен:

  • исполнить программу, состоящую из произведений полифонической, крупной и малой форм.

Например:

Вариант 1
И.С. Бах. Прелюдия и фуга
c-moll, ХТК II том
В. А. Моцарт. Соната
B-dur, К. 315, 1 часть
С. Рахманинов. Прелюдия
cis-moll, соч. 3 № 2
Вариант 2
И. С. Бах. Трехголосная инвенция
f-moll
Й. Гайдн. Соната
d-moll, 1 часть
К. Дебюсси. Арабеска
G-dur

  • прочитать с листа произведение, по трудности соответствующее уровню фортепианной подготовки абитуриента (по выбору экзаменатора).

 

 

Во время посещения данного сайта СГИИ имени Д. Хворостовского может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

  
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk