Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.04 «Искусство народного пения»
Профиль «Хоровое народное пение»
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- дирижирование
- коллоквиум
- теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно)
- исполнение подготовленной программы на фортепиано
1. Дирижирование
Поступающий должен:
- исполнить на фортепиано хоровое сочинение без сопровождения;
- продирижировать хоровое произведение с сопровождением (оригинальное или фрагмент оперной сцены, кантаты, оратории, сюиты и т.п.);
- спеть наизусть, с тактированием рукой, хоровые партии (по горизонтали) с текстом и последовательность аккордов (по вертикали: снизу вверх) в партитуре a cappella, исполненной на фортепиано;
- проанализировать текстовое и музыкальное содержание представленных сочинений;
- выполнить музыкально-теоретический и исполнительский анализ представленных сочинений;
- продемонстрировать знание основ хороведения и народного музыкально-поэтического творчества;
- исполнить два разнохарактерных и разножанровых народно-песенных произведения с демонстрацией навыков народной хореографии и, желательно, владением народными инструментами (гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, трещотки и др.).
Примерный список хоровых произведений с сопровождением:
- Римский-Корсаков Н. «Красному солнышку слава» из оперы «Майская ночь»; хор слепцов-гусляров из оперы «Снегурочка»; «Из дебрей глубоких» из оперы «Млада»
- Мусоргский М. «Батя, батя» из оперы «Хованщина»
- Бородин А. «Солнцу красному слава» из оперы «Князь Игорь»
- Аренский А. «У меня ль во садочке» из оперы «Сон на Волге»
- Кастальский А. «Вышли в поле косари», «Жито»
- Листопадов А. «Не дует с гор»
- Новиков А. «Эй, ухнем»
- Моцарт В. «Мы сегодня рано встали» из оперы «Свадьба Фигаро»; «Спит безмятежно море» из оперы «Идоменей»
- Вагнер Р. Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин»
- Гендель Г. «Песня победы» из оратории «Иуда Маккавей»
- Шуберт Ф. «Kyrie» из Мессы соль-мажор
2. Собеседование
На собеседовании поступающий должен обнаружить как специальные знания в области народно-певческого искусства, так и общий культурный кругозор. Вопросы могут касаться:
- народного музыкального творчества (см. учебники по русскому народному музыкальному творчеству Т. Поповой, Н. Бачинской, А. Рудневой, В. Щурова);
- методики работы с народно-певческими коллективами (см. пособия Н. Калугиной, А. Рудневой, Г. Рождественской, Л. Антиповой, Л. Шаминой и др.);
- культуры родного (для абитуриента) края;
- творчества выдающихся деятелей мировой культуры и искусства (классиков и современников);
- исполненной экзаменационной программы (произведений a'cappella и с сопровождением;
- истории России (включая современные процессы ее развития), политических и общественных движений в России.
3. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать двухголосный диктант гармонического, полифонического или подголосочного склада с мелодически развитыми голосами в простых и сложных размерах, в форме периода, с использованием отклонений в тональности первой степени родства;
- спеть с листа одноголосную мелодию, включающую отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию ступеней лада и все виды неаккордовых звуков. Примеры: романсы П. Чайковского, Р. Шумана, М. Балакирева, Г. Свиридова;
- определить на слух: интервалы и аккорды (все виды трезвучий и септаккорды) в тесном и широком расположении, их структуру, вид обращения, а также гармоническую функцию по заданной настройке.
Гармония
Поступающий должен владеть материалом в объеме программы музыкального колледжа для данной специальности: аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой группы с обращениями, аккорды двойной доминанты, альтерация в аккордах субдоминантовой и доминантовой групп, альтерация в аккордах двойной доминанты, модуляция в тональности 1 степени родства, диатонические и модулирующие секвенции, энгармонизм уменьшенного и малого мажорного септаккорда, разрешение неустойчивых аккордов в устойчивые, правила голосоведения, типичные экспозиционные и заключительные обороты, оформление каденций.
Поступающий должен выполнить письменную контрольную работу, включающую следующие задания:
- Построение аккордов в тональности;
- Определение аккордов в тональности;
- Разрешение аккордов в тональности;
- Исправление ошибок в данном гармоническом обороте;
- Определение общего и модулирующего аккордов в небольшом модулирующем построении (3-4 такта);
- Запись двух звеньев модулирующей секвенции данного мотива;
- Гармонизация краткого мелодического построения (2-4 такта);
- Гармонический анализ небольшого фрагмента из музыкального произведения – определение тонального плана, функций аккордов (уровень сложности: Бетховен Andante из фортепианной сонаты №10, начальный период).
Время выполнения – 70 минут.
4. Исполнение подготовленной программы на фортепиано.
Цель экзамена – выявить у поступающих навыки игры на фортепиано.
Поступающий должен:
- исполнить программу, состоящую из произведений полифонической, крупной и малой форм.
Например:
Вариант I
И.С. Бах. Прелюдия и фуга Си бемоль мажор, ХТК I том
В. А. Моцарт. Соната До мажор, К.284, 1 часть
А. Скрябин. Ноктюрн №1 соч. 5
Вариант II
И.С. Бах. Трехголосная инвенция Ре мажор
Б. Барток. Сонатина Ре мажор, 1часть
А. Аренский. Прелюдия соль минор, соч. 63 №5
- прочитать с листа произведение, по трудности соответствующее уровню фортепианной подготовки абитуриента (по выбору экзаменатора).