Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.05 Дирижирование
Профиль: Дирижирование оркестром духовых инструментов
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- теория музыки (сольфеджио и гармония - письменно и устно)
- исполнение подготовленной программы
- коллоквиум
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать двухголосный диктант с мелодически развитыми голосами, в простых и сложных размерах, в форме периода, с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического (первой степени) родства; время написания – 25 минут;
- спеть с листа одноголосную мелодию, включающую отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию ступеней лада и все виды неаккордовых звуков. Примеры: романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Листа, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Г. Свиридова.
- определить на слух: отдельные аккорды (все виды трезвучий и септаккорды) в тесном и широком расположении, их структуру, вид обращения (нонаккорды – в основном виде) гармоническую последовательность (10-12 аккордов) в форме периода с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического родства.
Гармония
Поступающий должен:
- гармонизовать мелодию в форме периода, включающую хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности диатонического родства (если в условии встречаются неаккордовые звуки, они должны быть помечены звездочкой). Время выполнения – 2 часа;
- проанализировать гармонию в предложенном музыкальном произведении или его части. Например: Л. Бетховен. Соната для фортепиано №10, Andante. Примеры для анализа должны содержать отклонения и модуляции, аккорды группы DD, неаккордовые звуки.
Дирижирование (исполнение подготовленной программы)
Поступающий должен:
- продирижировать оркестровое произведение с сопровождением фортепиано (2 разнохарактерных произведения кантиленного и виртуозного характеров или 1 крупную форму: 1 часть симфонии, увертюра, фантазия и др. произведения крупных форм);
- иметь достаточную мануальную технику;
- уметь воздействовать на звучание;
- ощущать метро-ритмические особенности музыкального произведения;
- владеть методами показа мелодических линий партитуры;
- знать все обозначения темпов сочинений.
Примерный список произведений для экзамена: Л. ван Бетховен: 1 часть из 1, 2, 3 ,4, 5 или 6 симфоний. Й. Гайдн: 1 часть из «Лондонских симфоний». П.И. Чайковский: 1 часть из симфоний или другие произведения примерной сложности.
Коллоквиум
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов музыкального училища.
Абитуриент должен знать творчество композиторов, представленных в экзаменационной программе сочинений, особенности стиля и жанра сочинений, знать примеры из других их произведений.
Поступающему необходимо показать знание истории оркестрового исполнительства, ознакомление с широким кругом литературы по своей специальности, в том числе по инструментоведению, по основным прогрессивным методам работы с оркестром.
Программа вступительного творческого испытания по дирижированию в сопровождении двух фортепиано включает дирижирование наизусть двумя разнохарактерными произведениями для оркестра русских народных инструментов, имеющими развитую структуру и контрастные темы в разных темпах; одной частью симфонии композиторов классиков.