Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.05 Дирижирование 

Профиль: Дирижирование оркестром духовых инструментов

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

  • теория музыки (сольфеджио и гармония - письменно и устно)
  • исполнение подготовленной программы
  • коллоквиум

Сольфеджио

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант с мелодически развитыми голосами, в простых и сложных размерах, в форме периода, с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического (первой степени) родства; время написания – 25 минут;
  • спеть с листа одноголосную мелодию, включающую отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию ступеней лада и все виды неаккордовых звуков. Примеры: романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Ф. Листа, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Г. Свиридова.
  • определить на слух:  отдельные аккорды (все виды трезвучий и септаккорды) в тесном и широком расположении, их структуру, вид обращения (нонаккорды – в основном виде) гармоническую последовательность (10-12 аккордов) в форме периода с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического родства.

Гармония

Поступающий должен:

  • гармонизовать мелодию в форме периода, включающую хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности диатонического родства (если в условии встречаются неаккордовые звуки, они должны быть помечены звездочкой). Время выполнения – 2 часа;
  • проанализировать гармонию в предложенном музыкальном произведении или его части. Например: Л. Бетховен. Соната для фортепиано №10, Andante. Примеры для анализа должны содержать отклонения и модуляции, аккорды группы DD, неаккордовые звуки.

Дирижирование (исполнение подготовленной программы)

Поступающий должен:

- продирижировать оркестровое произведение с сопровождением фортепиано (2  разнохарактерных произведения кантиленного и виртуозного характеров или 1 крупную форму: 1 часть симфонии, увертюра, фантазия и др. произведения крупных форм);

- иметь достаточную мануальную технику;

- уметь воздействовать на звучание;

- ощущать метро-ритмические особенности музыкального произведения;

- владеть методами показа мелодических линий партитуры;

- знать все обозначения темпов сочинений.

Примерный список произведений для экзамена: Л. ван Бетховен: 1 часть из 1, 2, 3 ,4, 5 или 6 симфоний. Й. Гайдн: 1 часть из «Лондонских симфоний». П.И. Чайковский: 1 часть из симфоний или другие произведения примерной сложности.

Коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов музыкального училища.

Абитуриент должен знать творчество композиторов, представленных в экзаменационной программе сочинений, особенности стиля и жанра сочинений, знать примеры из других их произведений.

Поступающему необходимо показать знание истории оркестрового исполнительства, ознакомление с широким кругом литературы по своей специальности, в том числе по инструментоведению, по основным прогрессивным методам работы с оркестром.

Программа  вступительного  творческого  испытания  по дирижированию в сопровождении двух фортепиано включает дирижирование наизусть двумя разнохарактерными  произведениями  для  оркестра русских народных инструментов, имеющими развитую структуру и контрастные  темы  в  разных  темпах;  одной  частью  симфонии  композиторов классиков.

Во время посещения данного сайта СГИИ имени Д. Хворостовского может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

  
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk