Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.05 Дирижирование
Профиль: Дирижирование оркестром духовых инструментов
Вид: только заочное обучение (5 лет)
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- Профессиональное испытание: теория музыки (сольфеджио и гармония - письменно и устно)
- Творческое испытание: исполнение подготовленной программы и собеседование
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать одноголосный диктант, в форме периода (8-12 тактов), содержащий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства, синкопы, триоли, пунктирные ритмические фигуры;
- спеть с листа одноголосный пример, включающий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства в простых и сложных размерах с применением синкоп, триолей;
- определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука и в тональности; определить на слух: диатонические интервалы (простые и составные); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука; небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
Гармония
Поступающий должен владеть материалом в объеме программы музыкального колледжа для данной специальности: аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой группы с обращениями, аккорды двойной доминанты, альтерация в аккордах субдоминантовой и доминантовой групп, альтерация в аккордах двойной доминанты, модуляция в тональности 1 степени родства, диатонические и модулирующие секвенции, энгармонизм уменьшенного и малого мажорного септаккорда, разрешение неустойчивых аккордов в устойчивые, правила голосоведения, типичные экспозиционные и заключительные обороты, оформление каденций.
Поступающий должен выполнить письменную контрольную работу, включающую следующие задания:
· Построение аккордов в тональности;
· Определение аккордов в тональности;
· Разрешение аккордов в тональности;
· Исправление ошибок в данном гармоническом обороте;
· Определение общего и модулирующего аккордов в небольшом модулирующем построении (3-4 такта);
· Запись двух звеньев модулирующей секвенции данного мотива;
· Гармонизация краткого мелодического построения (2-4 такта);
· Гармонический анализ небольшого фрагмента из музыкального произведения – определение тонального плана, функций аккордов (уровень сложности: Бетховен Andante из фортепианной сонаты №10, начальный период).
Время выполнения – 70 минут.
Дирижирование (исполнение подготовленной программы)
Поступающий должен:
- продирижировать оркестровое произведение крупной формы и произведение по выбору абитуриента по партитуре с сопровождением фортепиано (сочинение по выбору может быть кантиленного или виртуозного характеров и обязательным к исполнению крупная форма, а именно: 1 часть симфонии, увертюра, фантазия и др. произведения крупных форм);
- владеть начальной техникой дирижирования;
- владеть навыками звуковедения, нюансов, вступлений в технике жеста;
- ощущать метро-ритмические особенности музыкального произведения;
- владеть методами показа мелодических линий партитуры;
- знать все обозначения темпов сочинений.
Примерный список произведений для экзамена: Л. ван Бетховен: 1 часть из 1, 2 или 4 симфоний. Й. Гайдн: 1 часть из «Лондонских симфоний». П.И. Чайковский: Увертюра к опере «Пиковая дама». Н.А. Римский-Корсаков: Увертюра к опере «Царская невеста». Дж. Верди: Вступление к опере «Травиата» или другие произведения примерной сложности.
Собеседование
Собеседование проводится сразу после исполнения заготовленной программы и выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов музыкального училища.
Абитуриент должен знать творчество композиторов, представленных в экзаменационной программе сочинений, особенности стиля и жанра сочинений, знать примеры из других их произведений.
Поступающему необходимо показать знание истории оркестрового исполнительства, ознакомление с широким кругом литературы по своей специальности, в том числе по инструментоведению, по основным прогрессивным методам работы с оркестром.
Программа вступительного творческого испытания по дирижированию в сопровождении двух фортепиано включает дирижирование наизусть двумя разнохарактерными произведениями для оркестра русских народных инструментов, имеющими развитую структуру и контрастные темы в разных темпах; одной частью симфонии композиторов классиков.