Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.05 Дирижирование
Профиль: Дирижирование оркестром русских народных инструментов
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
теория музыки (сольфеджио и гармония - устно)
исполнение подготовленной программы
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в форме периода. Время написания - 25 минут;
- определить на слух интервалы и аккорды (трезвучия всех видов и их обращения; V7, VII7 мал. и ум. II7 с обращениями) от звука, небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
- спеть с листа одноголосную мелодию из художественной литературы.
Гармония
Поступающий должен владеть материалом в объеме программы музыкального колледжа для данной специальности: аккорды тонической, субдоминантовой и доминантовой группы с обращениями, аккорды двойной доминанты, альтерация в аккордах субдоминантовой и доминантовой групп, альтерация в аккордах двойной доминанты, модуляция в тональности 1 степени родства, диатонические и модулирующие секвенции, энгармонизм уменьшенного и малого мажорного септаккорда, разрешение неустойчивых аккордов в устойчивые, правила голосоведения, типичные экспозиционные и заключительные обороты, оформление каденций.
Поступающий должен выполнить письменную контрольную работу, включающую следующие задания:
· Построение аккордов в тональности;
· Определение аккордов в тональности;
· Разрешение аккордов в тональности;
· Исправление ошибок в данном гармоническом обороте;
· Определение общего и модулирующего аккордов в небольшом модулирующем построении (3-4 такта);
· Запись двух звеньев модулирующей секвенции данного мотива;
· Гармонизация краткого мелодического построения (2-4 такта);
· Гармонический анализ небольшого фрагмента из музыкального произведения – определение тонального плана, функций аккордов (уровень сложности: Бетховен Andante из фортепианной сонаты №10, начальный период).
Время выполнения – 70 минут.
2. Исполнение программы
Программа вступительного творческого испытания по дирижированию в сопровождении двух фортепиано включает дирижирование наизусть двумя разнохарактерными произведениями для оркестра русских народных инструментов, имеющими развитую структуру и контрастные темы в разных темпах; одной частью симфонии композиторов классиков.
Примерный список произведений для исполнения:
Сочинения для русского народного оркестра:
1. Н. Будашкин. Увертюра-фантазия
2. Н. Барчунов. Лирическая поэма
3. В. Городовская. «Не слышно шуму городского..»
4. В. Городовская. «У зори то, у зореньки»
5. Н. Будашкин. Лирическая сюита
6. Фрид. «Слезы – изумруды», «Данилушкин рожок»
Сочинения для симфонического оркестра:
1. А. Дворжак. Симфония 9 (1 часть)
2. Л. Бетховен Симфония 1 (1 часть)
3. Л. Бетховен Симфония 5 (1 часть)
4. Моцарт. Симфония 40 (1 часть)
5. Л. Бетховен Кориолан
6. П. Чайковский Симфония 1 (1 часть)
7. С. Рахманинов. Симфонические танцы. 1 часть
8.Ф. Шуберт. Симфония 8 «Неоконченная»
9. П. Чайковский. «Времена года»
10. Г. Свиридов «Метель»
11. Э. Григ «Пер Гюнт»
12. П. Чайковский Интродукция к оп. «Пиковая дама
Критерии оценки качества
Критерии |
Оценки |
|||
Непроходной балл |
40-60 баллов |
60-80 баллов |
80-100 баллов |
|
1. Безупречное высокохудожественно е исполнение произведений; понимание стиля и художественного образа |
Исполнение, примитивное в содержательном, стилевом и художественном планах |
Поверхностное понимание стиля и образа исполняемого произведения |
Есть четкое понимание стиля и содержания исполняемого произведения с небольшими неточностями |
Максимально полное художественное раскрытие образного содержания произведения |
2. Неукоснительное знание студентом нотных текстов исполняемых произведений |
Исполнение с грубыми ошибкам и в прочтении и реализации нотного текста произведения |
Частичное незнание студентом нотного текста |
Достаточно уверенное знание текста с незначительным и погрешностями |
Безупречное знание студентом музыкальных текстов исполняемых произведений |
3. Применение характерных технических навыков и умений при исполнении произведений |
Исполнение, не соответствующее минимальным допустимым параметрам качества, с серьезными и многочисленными ошибками в технике и артикуляции |
Частичное и недостаточно качественное применение технических навыков при исполнении музыкального сочинения |
Достаточно хорошее владение техническими навыками и умение применять их при исполнении произведений |
Безупречно качественное исполнение музыкального произведения в техническом отношении |
4. Демонстрация артистических качеств |
Исполнение неуверенное, невыразительное, инертное в эмоциональном плане |
Исполнение малоинтересно е в эмоционально м плане и в артистическом отношении несвободное |
Исполнение достаточно интересное, но недостаточно артистически яркое |
Исполнение яркое, артистически эмоциональное , свободное и выразительное |