Приемные требования по программе бакалавриата
направление 53.03.05 Дирижирование
Профиль: Дирижирование оркестром русских народных инструментов
Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:
- теория музыки (сольфеджио и гармония - письменно и устно)
- исполнение подготовленной программы
- коллоквиум
1. Теория музыки
Сольфеджио
Поступающий должен:
- написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в форме периода. Время написания – 25 минут;
- определить на слух интервалы и аккорды (трезвучия всех видов и их обращения; V7, VII7 мал. и ум. II7 с обращениями) от звука, небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.
- спеть с листа одноголосную мелодию из художественной литературы.
Гармония
Поступающий должен:
- гармонизовать мелодию в форме периода, включающую хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности диатонического родства (если в условии встречаются неаккордовые звуки, они должны быть помечены звездочкой). Время выполнения – 2 часа;
- проанализировать гармонию в предложенном музыкальном произведении или его части. Например: Л. Бетховен. Соната для фортепиано №10, Andante. Примеры для анализа должны содержать отклонения и модуляции, аккорды группы DD, неаккордовые звуки.
2. Исполнение программы
Программа вступительного творческого испытания по дирижированию в сопровождении двух фортепиано включает дирижирование наизусть двумя разнохарактерными произведениями для оркестра русских народных инструментов, имеющими развитую структуру и контрастные темы в разных темпах; одной частью симфонии композиторов классиков.
Примерный список произведений для исполнения:
Сочинения для русского народного оркестра:
1. Н. Будашкин. Увертюра-фантазия
2. Н. Барчунов. Лирическая поэма
3. В. Городовская. «Не слышно шуму городского..»
4. В. Городовская. «У зори то, у зореньки»
5. Н. Будашкин. Лирическая сюита
6. Фрид. «Слезы – изумруды», «Данилушкин рожок»
Сочинения для симфонического оркестра:
1. А. Дворжак. Симфония 9 (1 часть)
2. Л. Бетховен Симфония 1 (1 часть)
3. Л. Бетховен Симфония 5 (1 часть)
4. Моцарт. Симфония 40 (1 часть)
5. Л. Бетховен Кориолан
6. П. Чайковский Симфония 1 (1 часть)
7. С. Рахманинов. Симфонические танцы. 1 часть
8.Ф. Шуберт. Симфония 8 «Неоконченная»
9. П. Чайковский. «Времена года»
10. Г. Свиридов «Метель»
11. Э. Григ «Пер Гюнт»
12. П. Чайковский Интродукция к оп. «Пиковая дама
3. Коллоквиум
Собеседование выявляет общекультурный уровень абитуриента и уровень его профессиональной компетентности. Абитуриент должен: - продемонстрировать знания по вопросам истории, теории, методики исполнительства и музыкальной педагогики на уровне требований итоговой аттестации по программам высшего образования, творчества авторов музыки, представленных в экзаменационной программе сочинений, особенности стиля и жанра сочинений
- ответить на вопросы об инструментах русского народного и симфонического оркестров (диапазоны, строй, приемы игры и т.д.);
- показать умение прочитать с листа отрывка несложной партитуры для оркестра народных инструментов;
- ответить на вопросы по истории русского народного оркестра и биографии основателя оркестра В.В. Андреева;
- показать знание репертуара для оркестра русских народных инструментов
- ответить на общие вопросы по истории музыки (основные этапы развития).
Программа вступительного творческого испытания по дирижированию в сопровождении двух фортепиано включает дирижирование наизусть двумя разнохарактерными произведениями для оркестра русских народных инструментов, имеющими развитую структуру и контрастные темы в разных темпах; одной частью симфонии композиторов классиков.