teatrepushkina«Художественное образование как фундамент художественной жизни Сибири» — масштабное и разнохарактерное исследование, направленное на выявление основных принципов взаимозависимости культуры региона и художественного образования на примере Красноярского края для прогнозирования и стратегического проектирования дальнейшего развития отрасли культуры.

За первый год исследовательской командой были достигнуты значимые результаты: опубликовано 4 статьи уровней РИНЦ и ВАК, выпущено учебное пособие «Страницы истории струнно-смычкового исполнительства в Красноярске последней трети XIX – начала XX века» (автор Царева Е.С.), к публикации приняты статьи Сейберта А.Ю. «Формирование научной школы в творческом вузе (на примере СГИИ имени Д. Хворостовского)» и Чихачевой М.М. «Модель специальной музыкальной школы на территории Красноярского края».

Проект рассчитан на два года и начал реализацию в прошлом году.

«Таких исследований мало в России. Я считаю, что это исследование крайне важно. Во-первых, оно описывает историю, что важно и правильно знать, а во-вторых, это исследование имеет практическое применение. Идея проекта заключается в том, чтобы увидеть художественное образование в исторической перспективе: как оно закладывалось, формировалось в творческом контексте, каким образом происходило взаимодействие художественного и музыкального образования с конца XIX века, уделить внимание людям, которые стояли у истоков развития. В своем исследовании мы постепенно двигаемся к нашему времени. Исторические перспективы показывают тенденцию и это необходимо для вычисления компонентов, из которых сегодня складывается процесс художественного образования», — рассказывает руководитель проекта, доцент, кандидат искусствоведения, первый проректор СГИИ имени Д. Хворостовского Лилия Ринатовна Строй.

На втором этапе реализации проекта исследователи планируют написать монографию, в которой они продолжат изучение заявленной темы от середины XX века до нашего времени. Для этого коллектив проекта соберет воедино свои авторские находки, архивные документы, газетные статьи.

Исследование проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Правительства Красноярского края, Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта № 19-412-240002.

Статьи, опубликованные в рамках проекта:

  1. Stroy L. R., Tsareva E. S. The Influence of Creative Societies on the Formation of Art Education in Krasnoyarsk of the Late 19th–Early 20th Centuries //Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 13. – №. 6. http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/135372/11_Stroy.pdf?sequence=1
  2. Дрожжина М. Н., Царёва Е. С. Фрактальный подход к анализу системы региональной академической музыкальной традиции //Вестник музыкальной науки. – 2019. – №. 4 (26). https://cyberleninka.ru/article/n/fraktalnyy-podhod-k-analizu-sistemy-regionalnoy-akademicheskoy-muzykalnoy-traditsii/viewer
  3. Строй Л. Р. «… Он о себе сохранил хорошую память». Страницы творческой биографии художника Михаила Рутченко //ARTE Научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. – 2019. – №. 1. – С. 17-23. https://arte.elpub.ru/jour/article/view/21
  4. Строй Л. Р. Вклад Михаила Рутченко в развитие художественной жизни Сибири XIX века (на примере Иркутска и Красноярска) //ARTE Научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. – 2020. – №. 1. – С. 14-19. https://arte.elpub.ru/jour/article/view/64