merem17 сентября 2020 года – день 85-летия Олега Ованесовича Меремкулова, крупнейшего отечественного композитора, музыкального и общественного деятеля, пик творческой жизни которого связан с Красноярском и с Сибирью. Он не дожил до этого дня немногим больше года и, несмотря на солидный возраст, был полон новых идей и замыслов.

О. Меремкулов был первым заведующим кафедрой истории и теории музыки Красноярского государственного института искусств (теперь — Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского), активно способствовал открытию Красноярской организации Союза композиторов Российской Федерации и был её первым председателем (1983-1988).

Среди преподавателей-музыковедов и композиторов нашего института, кому довелось работать в то время на этой кафедре – Л.В. Гаврилова, ныне зав. кафедрой истории музыки, И.В. Ефимова, В.В. Чайкина, Н.М. Найко, зав. кафедрой теории музыки и композиции, В.В. Пономарёв, И.В. Юдин.

В 1991 г. в Красноярске по инициативе О. Меремкулова открылось отделение Всероссийского культурного центра «Русская энциклопедия», преобразованное в дальнейшем в Красноярский региональный общественный фонд «Русская энциклопедия», президентом которого он был много лет. В этот период был осуществлён ряд значимых проектов.

Ряд творческих замыслов О. Меремкулова возник и воплотился, благодаря дружескому общению с ведущими сибирскими деятелями литературы и искусства: писателем В.П. Астафьевым, художественным руководителем и главным дирижером Красноярского симфонического оркестра, народным артистом России И.В. Шпиллером; балалаечником, заслуженным артистом РФ, профессором В.А. Авериным; виолончелистом, заслуженным артистом РФ, профессором М.Л. Курицким; баянистом, заслуженным артистом РФ, профессором С.Ф. Найко; с преподавателями КГИИ в 80-х гг.: специалистом в области инструментовки Б.А. Тарасовым и дирижёром народного оркестра В.И. Тарасовой.

О. Меремкулов выработал индивидуальный стиль высказывания, основанный на свободном владении современной композиторской техникой. Его авторский стиль отличается оригинальным сочетанием колоссального энергетического заряда, определяющего психологическую глубину, яркую экспрессию, подлинное симфоническое развитие материала, и эпичности, картинности, «фресковости».

Среди наиболее ярких сочинений: Симфония «Сибирь» (1984), Триптих «Три фрески» для баяна (1984), Симфония для оркестра русских народных инструментов «По прочтении В. Астафьева» (1985), Симфоническая поэма «Посвящение В.И. Сурикову» (1989, 2-ая ред. 1993), Композиция «Памяти архитектора Матвея Казакова» для виолончели соло (1990), музыкально-драматические сцены по произведениям Ф.М. Достоевского «Бесы» (1995), Музыкальная драма-триптих «Бесы» (1996-2007), Концерт для виолончели, гуслей звончатых и симфонического оркестра (2007), Диптих-симфония (2010), «Поэма гнева и любви» на стихи Анны Ахматовой для симфонического оркестра, меццо-сопрано и детско-юношеского хора, посвящённая памяти жертв ленинградской блокады (2010).

О.О. Меремкулов внёс значительный вклад в развитие отечественного музыкального искусства, как общественный деятель способствовал развитию и укреплению культуры Красноярска, Красноярского края.

В библиотеке института организована выставка к 85-летию со дня рождения композитора, педагога и общественного деятеля: http://www.kgii.ru/images/stories/docs/library/vystavki20/meremkulov.pdf