В начале декабря Институт искусств принимал в своих стенах мастеров духового искусства, дирижеров и педагогов со всей России в рамках I Всероссийского форума духового искусства «Енисейские фанфары 2020». Значимость этого мероприятия неоднократно подчёркивалась как самими участниками форума, так и представителями Министерства культуры.
Кроме грандиозных концертов, наши зрители на протяжении недели наблюдали в социальных сетях института фоторепортажи с места событий. Над медиа частью работала большая команда студентов по направлению «Кино, фото- и видеотворчество». Многие зрители отметили блестящую работу ребят и их педагога — Сергея Матерухина, старшего преподавателя кафедры «Народная художественная культура».

Одним из итогов работы Сергея Николаевича стал фотопроект «Душа дирижёра». Предлагаем вам ознакомиться с его фотоработами и понять философию его отношения к фотографии и работе фотографа.

 «Для моих студентов - начинающих фотографов, порой теряющих веру в дух творца»

dirbelgorod

baranoca«Всем известно, что фотография — это механизм фиксации света. Другими словами, фотокамера фиксирует элементарную частицу - фотон, прошедший через объектив фотокамеры. Какие сюрпризы преподносит Фотографу знание этого факта?
Концепция репортажной фотосьёмки всегда строилась на некой мифической вере в то, что репортёр — это нейтральный и объективный посредник между событием и зрителем, фиксирующий некую «прозрачную копию» реального видимого зрителю мира за счет отраженных частиц света, попавших в объектив его фотокамеры.

В противовес этому живому схватыванию реальности ставится режиссура репортажа, которая поднимала проблемы фальсификации. Она воспитывала и развивала зрителя, подталкивая к вдумчивому отношению к репортажным изображениям.

zdirСегодня, базируясь на современных знаниях физики поведения элементарных частиц – квантов, появилось новое отношение к получаемым изображениям. Технология современных цифровых камер фактически представляется квантовыми сенсорными счётчиками. Производители таких «счётчиков» прежде всего соревнуются в точности и стабильности учёта квантов света. Зритель, соответственно, ожидает от запечатлённого в фото изображении резкое, детализированное до крайности, приукрашенное двумерное изображение реальности соразмерно его настроению или моде.
Превращая привычную фотофиксацию реальных событий в статичные замороженные изображения - цифровые снимки, «квантуя» реальный мир, дробя его таким образом на бесконечное количество неделимых частичек, «квантов», «карпускул» нить человеческого бытия становится похожей на расходящиеся вокруг нас волны отношений и взаимодействий.

bogovdirВ физике часто встречается понятие «Эффект наблюдения». Используя этот термин, я хочу поднять значимость и вернуть всевозможные лавры «носильщикам фотооборудования». Хочу напомнить: у вдумчивого наблюдателя зрачок очень чёрный, он поглощает свет - это «черная дыра» в ваш внутренний космос в ваше сознание, и ни один квант света не вырвется из зрачка вдумчивого наблюдателя.

Вспомним еще одну торию из квантовой физики: «Даже пассивное наблюдение за квантовыми эффектами, может фактически изменить результат измерения». Так при появлении наблюдателя квант света меняет свои волновые свойства на свойства частицы. Напомню, квантовые эффекты — это то, что фиксирует фотокамера. Другими словами, появление наблюдателя в лице фотографа изменяет видимый мир.

Сам факт возможности влияния на событие абсолютно любого масштаба, не взирая на режиссируемые ожидаемые результаты данного события, могут оказаться ничтожными при появлении наблюдателя – простого фотографа - энтузиаста. Более того, зачастую результат события оказывается полностью противоположным режиссируемому. Надеюсь эти слова вдохновят многих энтузиастов и любителей фотографии, и особенно моих учеников.

fdirВ декабре на базе нашего института прошёл фестиваль духового искусства. Корень Дух. Древняя музыка духа. Музыка трубадуров, рыцарей, мечтателей, романтиков. Сегодня же духовая музыка — это фундамент симфонических оркестров.

В духовой музыке основной инструмент и резонатор — это тело музыканта. Невероятное и впечатляющее действо, вызывающее восторженные эмоции. Музыка, резонирующая с каждой клеткой моей сущности, человеческим духом…

Снимать репортаж со столь значимого мероприятия просто «квантуя» его и дробя на «порционные» изображения, превращая в набор из этих изображений — задача слишком банальная, «цифровая». Вспоминая об эффекте наблюдателя в очередной раз, я спрашивал себя «Какими качествами должен обладать наблюдатель-фотограф, чтобы не повлиять и не изменить свойства фиксируемых событий? Возможен ли вариант проникновения в некий «закрытый» мир музыканта-духовика, невидимый обычному зрителю? Возможно ли обнаружить новые смыслы в получаемых фотоизображениях, не изменив объекты наблюдения? Как раскрыть истинный дух, воплощенный в гармоничном волновом распространении чарующих звуков духового инструмента?».

dirmerkЯ нашел решение. Я спрятался за ширму обычного зрителя, не отягощённого камерой, составляя своё личное отношение к главным действующим лицам фестиваля — дирижёрам. Только ассоциации и впечатления от утробных звуков тромбона и возвышающей эйфории альтов, только погружение в чарующие волны плотного звука духовых инструментов встали во главу запечатленного. Им был образ дирижера, его живого движения, выхода за пределы видимого, спонтанное, невидимое человеческому глазу перерождение в метафору и, наконец, возвращение в портрет обычного человека.

Это не замороженные изображения. Надеюсь, вы увидите в них гиперболизированный характер, который был мною подмечен. Может не настолько ярко и мощно, как он предстал перед вами в этих работах.

Думаю, эти изображения отзовутся в вас, уважаемые зрители, новыми эмоциями, а сами модели откроют себя заново в этих невероятных образах, характерах и сущностях.

Я несколько лет я занимаюсь преподаванием фото мастерства, и ту серию хочу дополнить работой моей студентки Алены Ротенберг. Думаю, вы по достоинству оцените начинающего творца – фотографа, меняющего реальность».

alenadir

zubkovalena

Все фотоматериалы выставки, а также фоторепортажи с Форума размещены в нашей группе ВКонтакте.

Также предлагаем к просмотру видеозапись Заключительного концерта форума «Парад дирижёров». Над видео работали 4 студента института: Алёна Ротенберг, Дарина Герасимова, Алексей Сотников, Александр Остапенко, а ещё выпускница вуза Юлия Шульгина.

Во время посещения данного сайта СГИИ имени Д. Хворостовского может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

  
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk