esseyВ апреле-мае 2020 г. в СГИИ имени Д. Хворостовского в дистанционном режиме прошел конкурс сочинений, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Организатором конкурса стала Олеся Юрьевна Золотухина, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и истории искусств.

В конкурсе, проводившемся в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», приняли участие 172 человека: 55 студентов 1 курса музыкального факультета, 48 студентов 2 курса художественного факультета, 25 студентов 1 курса факультета театрального и хореографического искусств и 44 учащихся 1-3 курсов музыкального колледжа.

Для написания сочинения участникам были предложены две темы:

  1. Великая Отечественная война в истории моей семьи.
  2. «Война есть не только потрясение, но и духовное испытание и духовный суд» (И. Ильин).

Первую тему выбрали 93 человека. Студенты и учащиеся колледжа рассказывали о своих дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках и даже прапрадедушках и прапрабабушках, которые участвовали в войне, попадали в плен, работали в тылу или переживали войну, будучи совсем маленькими. Практически во всех работах звучали мысли о том, что мы не имеем права забыть, какой ценой далась эта Победа нашим предкам, что мы должны быть благодарны им за мирное небо над нашей головой.

«Нельзя забывать тех людей, без которых не было бы нас и нашей спокойной, мирной жизни. Мы должны помнить о том страшном испытании, которое пришлось пережить людям, чтобы война никогда больше не повторилась. Мы должны помнить, какой ценой завоевано счастье» (Я. Снурникова, колледж, 1 курс).

Говоря о необходимости сохранения памяти, многие подчеркивали и связь поколений, которую нам нужно ощущать и поддерживать, а также связь друг с другом.

«Пока будет длиться минута молчания, каждый из нас вспомнит своих родных и близких. Это будет лучшей памятью для них – памятью их потомков, а значит, не утеряна связь поколений и история нашего рода – Русского Рода – продолжается» (А. Оленцов, ФТиХИ, 1 курс).

«Пройдут годы, а мои дети, дети моих детей будут знать, что значит Великая Отечественная война для истории нашей семьи! Я обещаю пронести память об этом через многие годы...» (Д. Гусарова, колледж, 3 курс).

«Праздник Победы для меня – день, в который сквозь годы чувствуешь незримую связь с теми людьми, кто защитил Родину, кто совершил этот невероятный подвиг, и одновременно – связь со всеми людьми на Земле и вселенскую радость» (Е. Никитина, ХФ, 2 курс).

Участники конкурса подчеркивали героизм своих родственников, выражали гордость за них, называя их своим примером.

«Вспоминая своих героических предков, я вижу перед собой четкий ориентир, каким человеком я должна стремиться быть. Подобной храбрости, самоотверженности, бескрайней заботы как о своих близких, так и обо всех людях мира в современном обществе не встретишь. Я безмерно горда за своих предков, которые в числе других героев войны рисковали жизнями ради мира и благополучия потомков. Однако в то же время я чувствую невыразимое сожаление о том, что ребята моего возраста были вынуждены преждевременно повзрослеть, покинуть дом и сражаться насмерть. Наша миссия – не забывать их подвига, ценить дарованное нам мирное небо, учиться у них искренности, стойкости, мужеству, благородству» (Е. Опалева, ФТиХИ, 1 курс).

«Мы все должны гордиться ими, не забывать, что они сложили головы, не щадили свою жизнь за это мирное время, счастливое небо. И хочется спросить тех взрослых людей, которые на сегодняшний день возглавляют Украину, за что же сражались наши деды и прадеды в эти злые и горестные годы войны» (Чечек-оол Ч., колледж, 1 курс).

Многие авторы сочинений написали и о важной роли искусства в годы войны. У некоторых из них предки были артистами и внесли свой вклад в нашу Победу.

«На фронт прадед ушел с баяном. В свободное от сражений время они с солдатами сидели у костра и пели песни под аккомпанемент баяна. Прадед играл на нем очень виртуозно… Артисты продолжали и продолжают творить всегда. Искусство – вечно и живо! Благодаря песням люди не сдавались и не черствели под возникшим над ними натиском обстоятельств. Ведь не зря на каждом параде, посвященном 9 Мая, играет духовой оркестр. Не стоит забывать, что он отдает дань тем музыкантам, которые внесли свой вклад в приближение победы» (К. Скрипников, колледж, 3 курс).

Многие сочинения были написаны очень эмоционально. Описывая трудности, с которыми пришлось столкнуться нашим предкам на войне, ситуации на грани жизни и смерти, гибель родных и ее переживание в семьях, авторы сочинений делали это с большим состраданием.

Но не суждено этой девочке
было увидеть отца.
Война навсегда забрала его,
и болью скорбят сердца.
Давно та война отгремела.
В душе боль и гордость тая,
девочка та постарела –
родная бабуля моя!
И мы, вспоминая прадеда
и жертв этой страшной войны,
Твердим им: Вечная слава
и низкий поклон до земли! (А. Буторина, ФТиХИ, 1 курс).

«Вспоминая сейчас эту историю, бабушкино пение, я начинаю понимать, о чем она пела. Сколько боли и смысла было в этом пении. Маленькая девочка, которая хотела, чтобы отец вернулся с фронта любым, главное – живым, больше его не увидела. Это было пение не о конкретном человеке, это было эхо войны. Сколько осталось таких людей на полях сражений, о скольких неизвестно совсем ничего» (К. Ленько, МФ, 1 курс).

«Слышно, как по лесу ходят, переговариваясь, каратели. Вдруг скрипнула дверь, и в землянку зашел немец. Уже немолодой, небольшого роста, коренастый, с автоматом наперевес. Он огляделся вокруг и увидел ребятишек. С минуту все смотрели друг на друга. Кто-то заскулил от страха… Наконец, немец вздохнул, полез в карман и достал горсть конфет. Молча протянул их ближнему ребенку… Дед говорил, что это была первая шоколадная конфета в его жизни… Немец вышел, сказал что-то своим, – мол, пусто, и все ушли… Я часто думал о том, что враг, фашист, вдруг проявил милосердие… Почему? Вспомнил своих детей? Или вдруг понял, что это уже слишком?» (К. Орловский, МФ, 1 курс)

В некоторых работах авторы размышляли о том, почему наши предки победили, и приходили к выводу, что поколение воевавших советских людей было очень патриотичным, благородным и отзывчивым. Также, конечно, победили благодаря тому, что защищали свои семьи.

«У каждого бойца была вера, чтобы выстоять и победить ради своей семьи, а семья – это наша большая Родина» (М. Аксютенко, ХФ, 2 курс).

«Сейчас многие с усмешкой вспоминают Советский Союз, говорят о недостатках социалистического строя, мифах коммунизма. Наверное, это так, но ведь были люди, которые всей душой верили во всеобщее благо, доказывая это своим трудом, отношением к ближнему. Шли к заветной цели и вели за собой народ. Мой прапрадед – образец чести, совести и бескорыстия. Он всю жизнь прожил с людьми и для людей. На параде Победы в строю Бессмертного полка пронесут и фотографию моего прапрадеда» (О. Кучерова, МФ, 1 курс).

«Я обещаю, мы будем защищать Родину, как вы с 1941 по 1945 годы, будем стоять насмерть, но не позволим врагам властвовать на нашей земле!» (А. Хорошая, ФТиХИ, 1 курс).

79 участников конкурса выбрали вторую тему – размышления по цитате И. Ильина. Данные сочинения были более философскими. В них студенты и учащиеся колледжа рассуждали о том, что такое война в целом, утверждали, что именно на войне человек показывает свою истинную сущность. Приводили в пример такие известные произведения о Великой Отечественной войне, как «Судьба человека» М. Шолохова, «Сотников» В. Быкова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева и др., в которых в экзистенциальных ситуациях войны герои делали разный выбор и проявляли свою суть. В связи с этой темой вспоминали и подвиг генерала Карбышева. Рассуждали о том, что такое страдание, может ли быть радость от убийства врага, что же такое духовный суд и можно ли остаться на войне человеком.

«Видимо, в ходе войны не всё было подвластно грубой и безжалостной силе. Несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю наших солдат, многие не ожесточились, не превратились в зверей, а сохранили в себе доброту и человечность, оказавшись духовно выше и чище гитлеровцев» (Э. Голиков, ХФ, 2 курс).

«Несправедливо ликовать над телами погибших врагов. Я никогда не пойму, какие муки души испытывает солдат, убивая врага, ведь враг – это тоже человек, у которого тоже где-то есть семья. Но если сложить оружие и уйти, то захватчики сделают больно твоей семье. Приходится воевать. Эта духовная дилемма, когда не ты решаешь, кому умереть, а кому жить, но у тебя все равно есть выбор. Испытание души в этом и состоит. Люди, которые возвращаются с войны, уже никогда не будут прежними, ведь они видели и делали то, что навсегда останется в их памяти, и судить их может только Бог» (В. Кондратьева, ХФ, 2 курс).

«Под пулями многие понимают, что им не на кого надеяться кроме Бога. Зачастую люди, пережившие войны, становятся более религиозными… Война показывает истинный моральный облик человека. Все его пороки становятся очевидны. И человеку очень трудно бороться со своими внутренними демонами. Возможно, на войне тебя судит сам Бог и смотрит, что ты сделал в этой жизни» (Л. Латипова, МФ, 1 курс).

«Я убеждена в том, что каждое страдание в нашей жизни – это жемчужина. Ты собираешь эти жемчужины в течение всей жизни, а под конец своего земного пути ты можешь собрать целое прекрасное ожерелье из этих жемчужин и осознать, насколько оно ценное… Одна из таких жемчужин – это война, как бы парадоксально это ни звучало. Каждое страдание оставляет след в нашем сердце. После войны, я думаю, многие люди осознали ценность каждой минуты своей жизни, осознали, что добро превыше зла, осознали важность помощи ближнему» (А. Потехина, МФ, 1 курс).

«Я очень надеюсь, что есть духовный суд! Что он не оставил без внимания поступки тех, кто стал агрессором, кто принял на себя миссию Всевышнего – решать, кому жить, а кому нет, лишать людей жизни, которую они не даровали!» (Д. Семухина ХФ, 2 курс).

Победителями конкурса стали: А. Буторина, А. Оленцов, Е. Опалева, А. Хорошая – студенты 1 курса факультета театрального и хореографического искусств; К. Орловский, К. Ленько, Л. Латипова, А. Потехина, О. Кучерова – студенты 1 курса музыкального факультета; Э. Голиков, В. Кондратьева, Д. Семухина, М. Аксютенко, Е. Никитина – студенты 2 курса художественного факультета, Я. Снурникова, Ч. Чечек-Оол, К. Скрипников, Д. Гусарова – учащиеся музыкального колледжа.

Кафедра социально-гуманитарных наук и истории искусств благодарит всех, кто принял участие в конкурсе сочинений. Победители конкурса обязательно получат заслуженные награды от СГИИ им. Д. Хворостовского.