Ступени лестницы или спираль будущего?

 Время бежит стремительно. За сентябрь-октябрь произошло множество больших и малых событий, переоценкой, переосмыслением наиболее важных из них и хотелось бы поделиться на сегодняшней страничке. Не подлежит сомнению тезис, что основа качественного развития музыкального образования - это прочная взаимосвязь всех звеньев образовательного процесса, цепочки, которую мы привычно называем школа-колледж-вуз. Образовательный процесс как целостность и станет моей главной темой сегодня.

Красноярский государственный институт искусств в настоящее время осуществляет подготовку специалистов среднего профессионального образования (колледж) и высшего. С первых шагов своей истории ещё при ректоре Валерии Петровиче Стародубровском вузом ставилась задача создания специализированной школы, бережно, в атмосфере высокого искусства, силами высокопрофессиональных педагогов воспитывающей одаренных детей. Самое пристальное внимание проблеме специализированной школы, готовящей кадры для колледжа и ВУЗа, уделял ректор Константин Александрович Якобсон.

Благодаря многолетним усилиям сегодня существует Гимназия музыки и театра №12, которая в определенной мере выполняет задачи поддержки и воспитания юных талантов. Но в гимназии сегодня все предметы музыкального, театрального, хореографического цикла являются дополнительными, учащиеся по завершению программы не могут получить аттестационные документы. Школа муниципальная и находится в активно застраивающемся Покровском микрорайоне, в связи с чем чуть не половина учащихся принимаются вне зависимости наличия творческих способностей, а по месту жительства. В такой ситуации невозможно считать приоритетными задачи поддержки юных талантов, вести их систематическое выявление и комплексное воспитание.

Очевидно, что все более острой становится проблема достраивания неразрывной цепочки профессионального образования внутри вуза и обретения фундамента в виде Специальной школы искусств, в полной мере, включённой в единый образовательный процесс. За два месяца в этом направлении проведена весьма значительная работа. Марией Михайловной Чихачевой, помощником первого проректора по научной работе, на основе изучения опыта успешных специальных музыкальных школ составлена аналитическая записка. В совместной работе с Геннадием Леонидовичем Рукшей, советником главы города Красноярска по культуре, и специалистами городской администрации разработаны возможные модели школы. Мною проблема обсуждалась на встречах самых высоких уровней в Министерстве культуры РФ, в правительстве Красноярского края, с главой города Красноярска и его заместителем.

Можно с уверенностью говорить, что все необходимые предпосылки создания Специальной школы искусств в нашем случае имеются, есть понимание остроты ситуации и поддержка в поисках быстрых путей её решения. Впереди самые сложные аспекты - проблемы собственности, проблемы финансирования. Очевидно, что планомерная системная работа в данном направлении будет набирать все большие и большие обороты. И, надеемся, даст столь необходимый нам сегодня результат.

 kids 

А теперь рассмотрим систему непрерывного образования в сфере искусства, но с другой, не менее важной для нас стороны. С первых шагов в искусстве юный талант нуждается в бережной поддержке, полноценном профессиональном воспитании. Для конкретной личности траектория «школа - колледж- вуз» - важнейшие ступеньки роста, единственно возможный путь к вершинам мастерства и полноценной профессиональной карьере.


4На каждом этапе должны быть согласованы программы обучения, при этом в идеале в совместном педагогическом творчестве на конференциях и семинарах, в специальных сборниках должны отрабатываться проблемные и инновационные составляющие специализированных методик. Взаимодействие необходимо по всем направлениям. По-особому яркими могут быть разнообразные творческие мероприятия. Только в совместной планомерной работе можно вовремя выявлять и успешно корректировать развитие тех или иных специальностей, целенаправленно и полноценно решать кадровые проблемы в сфере искусства, устанавливать оптимальные взаимоотношения с социумом, с различными властными структурами. Я абсолютно убеждена, что в самом эпицентре взаимодействия могут рождаться стратегически перспективные сценарии развития системы в целом, оптимальные для каждого участника процесса.

 Наш институт уже начал планомерное движение в данном направлении. Назовём хотя бы три основные мероприятия сентября и октября: участие в музыкальном форуме «Новые имена Красноярского края»; рабочее совещание по вопросам развития хорового искусства; педагогические чтения для отраслевых образовательных учреждений южной группы районов Красноярского края. Выстраивать действенные разносторонние связи между ближними и дальними школами и училищами искусств - одно из стратегических направлений дальнейшей работы.3

Ведь если говорить о системе музыкального образования в целом, то, на мой взгляд, визуально представлять её в виде ступенек возможно только на уровне становления личности музыканта, шаг за шагом движущегося через тернии к звёздам мастерства. В реалиях большого процесса все составные части переплетены друг с другом сложнейшими взаимосвязями, о которых говорилось выше. При этом выпускник вуза часто становится педагогом школы или училища и уже в абсолютно новом качестве вживается в первую или вторую составляющие процесса. От его профессиональной подготовки зависит успешность продвижения к вершинам юных талантов следующего поколения.спираль

Система представляется в виде бесконечной неразрывной спирали, где только в результате взаимного обогащения каждый новый виток становится более качественным, более полноценным, успешно выполняющим высокую миссию служения искусству.

Анонс