Сольное народное пение


Приемные требования по программе бакалавриата
направление 073700.62 «Искусство народного пения»
Профиль «Сольное народное пение»

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

  • исполнение подготовленной программы (1,2 туры)
  • коллоквиум;
  • теория музыки (сольфеджио и элементарная теория музыки – письменно и устно)

1. Исполнение сольной программы

Поступающий должен:

1) исполнить программу из трех разнохарактерных произведений:- две народные песни (контрастные по музыкальному языку, жанру, темпу, в подлинном или обработанном виде; одна – исполняется обязательно без сопровождения;
- одно авторское произведение или обработку народной песни с сопровождением;

2) проявить артистические данные при исполнении программы. Желательно, чтобы какая-то из песен была показана с движением (подтанцовкой, игрой)/

Материал для программы можно почерпнуть из сборников народных песен, а также сборников: «Репертуар народного певца» - вып. 1-5, сост. Л.В.Шамина; «Произведения советских композиторов для народного голоса» - вып. 1-9, сост. Ю. Зацарный и др.

2. Коллоквиум

На собеседовании у поступающих выявляют не только специальные знания в области народно-певческого искусства, но и их общий культурный кругозор, глубину понимания творческих процессов. Вопросы могут касаться:

  • песенных жанров и региональных стилей, народного музыкально-поэтического творчества (см. учебники по русскому народному музыкальному творчеству Поповой Т., Бачинской Н., Рудневой А., Щурова В);
  • особенностей народного пения (см. Мешко Н. «Искусство народного пения» ч.1. М., 1996 ; Шамина Л. «Школа русского народного пения». М.,1997 );
  • творчества народных певцов – носителей традиции и современных исполнителей (см. Бабкина Н. «Русские народные певцы». М.,1996);
  • региональной (устной и письменной) традиции, культуры родного (для абитуриента) края;
  • творчества мастеров отечественного искусства (классиков и современников в области различных видов искусства и литературы);
  • истории России (включая современные процессы ее развития);
  • политических и общественных движений в России.

3. Теория музыки

Письменная работа

Поступающий должен:

  • написать одноголосный диктант диатонического склада с элементами хроматики в пределах 8 тактов. Размеры 24, 34 44. Тональность – до 2-х знаков в ключе; время написания – 25 минут;
  • выполнить письменную работу по элементарной теории музыки, включающую следующие задания:
  • построить от заданного тона любой из предложенных звукорядов (мажор натуральный и гармонический, минор трех видов, особые диатонические лады, хроматическая гамма);
  • построить и разрешить от звука и в тональности любые из предложенных интервалов и аккордов (все интервалы, включая тритоны и характерные; все трезвучия с обращениями; септаккорды различных структур);
  • определить и разрешить в соответствующей тональности (тональностях) предложенные интервалы и аккорды из числа тритонов и характерных, а также септаккордов II, V и VII ступеней;
  • записать в нотах несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке. Например: Т35 – S46 – D56 – T35 – II34 – K46 – D7 – T;
  • транспонировать заданную мелодию на указанный интервал;
  • сделать группировку в предложенном примере с заданным размером.

Время выполнения работы – 1 час. 

Устный опрос

Поступающий должен:

  • уметь интонировать от звука и в тональности предложенные звукоряды, интервалы и аккорды (см. первые два задания 2-го пункта письменной работы по элементарной теории музыки);
  • спеть с листа пример диатонического склада в тональности до 3-х знаков в ключе. Образец для чтения с листа;
  • определить на слух интервалы гармонические и мелодические (взятые вверх и вниз), небольшие интервальные последования (до 4-х интервалов), аккорды, включая трезвучия различных видов с обращениями, а также септаккорды II, V, VII ступеней. Указанные элементы могут быть сыграны либо от звука, либо в тональности с предварительной настройкой;
Анонс