Хоровое народное пение


Приемные требования по программе бакалавриата
направление 073700.62 «Искусство народного пения»
Профиль «Хоровое народное пение»

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

  • дирижирование
  • коллоквиум
  • теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно)
  • исполнение подготовленной программы на фортепиано

1. Дирижирование

Поступающий должен:

  • исполнить на фортепиано хоровое сочинение без сопровождения;
  • продирижировать хоровое произведение с сопровождением (оригинальное или фрагмент оперной сцены, кантаты, оратории, сюиты и т.п.);
  • спеть наизусть, с тактированием рукой, хоровые партии (по горизонтали) с текстом и последовательность аккордов (по вертикали: снизу вверх) в партитуре a cappella, исполненной на фортепиано;
  • проанализировать текстовое и музыкальное содержание представленных сочинений;
  • выполнить музыкально-теоретический и исполнительский анализ представленных сочинений;
  • продемонстрировать знание основ хороведения и народного музыкально-поэтического творчества;
  • исполнить два разнохарактерных и разножанровых народно-песенных произведения с демонстрацией навыков народной хореографии и, желательно, владением народными инструментами (гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, трещотки и др.).


Примерный список хоровых произведений с сопровождением:

  • Римский-Корсаков Н. «Красному солнышку слава» из оперы «Майская ночь»; хор слепцов-гусляров из оперы «Снегурочка»; «Из дебрей глубоких» из оперы «Млада»
  • Мусоргский М. «Батя, батя» из оперы «Хованщина»
  • Бородин А. «Солнцу красному слава» из оперы «Князь Игорь»
  • Аренский А. «У меня ль во садочке» из оперы «Сон на Волге»
  • Кастальский А. «Вышли в поле косари», «Жито»
  • Листопадов А. «Не дует с гор»
  • Новиков А. «Эй, ухнем»
  • Моцарт В. «Мы сегодня рано встали» из оперы «Свадьба Фигаро»; «Спит безмятежно море» из оперы «Идоменей»
  • Вагнер Р. Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин»
  • Гендель Г. «Песня победы» из оратории «Иуда Маккавей»
  • Шуберт Ф. «Kyrie» из Мессы соль-мажор

2. Коллоквиум

На собеседовании поступающий должен обнаружить как специальные знания в области народно-певческого искусства, так и общий культурный кругозор. Вопросы могут касаться:

  • народного музыкального творчества (см. учебники по русскому народному музыкальному творчеству Т. Поповой, Н. Бачинской, А. Рудневой, В. Щурова);
  • методики работы с народно-певческими коллективами (см. пособия Н. Калугиной, А. Рудневой, Г. Рождественской, Л. Антиповой, Л. Шаминой и др.);
  • культуры родного (для абитуриента) края;
  • творчества выдающихся деятелей мировой культуры и искусства (классиков и современников);
  • исполненной экзаменационной программы (произведений a'cappella и с сопровождением;
  • истории России (включая современные процессы ее развития), политических и общественных движений в России.

3. Теория музыки

Сольфеджио

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант гармонического, полифонического или подголосочного склада с мелодически развитыми голосами в простых и сложных размерах, в форме периода, с использованием отклонений в тональности первой степени родства; время написания – 25 минут;
  • спеть с листа одноголосную мелодию, включающую отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию ступеней лада и все виды неаккордовых звуков. Примеры: романсы П. Чайковского, Р. Шумана, М. Балакирева, Г. Свиридова;
  • определить на слух:
  • Интервалы и аккорды (все виды трезвучий и септаккорды) в тесном и широком расположении, их структуру, вид обращения, а также гармоническую функцию по заданной настройке;

Гармония

Поступающий должен:

  • гармонизовать мелодию в форме периода. Задача включает в себя отклонения в тональности диатонического родства, альтерацию аккордов субдоминантовой группы, обороты с проходящими гармониями. Встречающиеся неаккордовые звуки отмечены звездочками; время выполнения – 2 часа;
  • сделать гармонический анализ музыкального фрагмента, включающий: определение тонального плана, каденций, аккордов. Примеры: сонаты Л. Бетховена, фортепианные пьесы П. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шопена.

4. Исполнение подготовленной программы на фортепиано.

Цель экзамена – выявить у поступающих навыки игры на фортепиано.

Поступающий должен:

  • исполнить программу, состоящую из произведений полифонической, крупной и малой форм.

Например:
Вариант I
И.С. Бах. Прелюдия и фуга Си бемоль мажор, ХТК I том
В. А. Моцарт. Соната До мажор, К.284, 1 часть
А. Скрябин. Ноктюрн №1 соч. 5

Вариант II
И.С. Бах. Трехголосная инвенция Ре мажор
Б. Барток. Сонатина Ре мажор, 1часть
А. Аренский. Прелюдия соль минор, соч. 63 №5

  • прочитать с листа произведение, по трудности соответствующее уровню фортепианной подготовки абитуриента (по выбору экзаменатора).
Анонс