Фортепиано


Приемные требования по программе подготовки специалиста
по специальности 073201.65 «Искусство концертного исполнителя»

Фортепиано

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

  • исполнение подготовленной программы
  • подготовка и исполнение незнакомого фортепианного произведения, предложенного комиссией
  • коллоквиум
  • теория музыки (сольфеджио, гармония - письменно и устно)

1. Исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы:

  • одно полифоническое произведение в оригинале (И.С.Бах. ХТК 1, 2 т.т.; Д.Шостакович. 24 прелюдии и фуги; Прелюдии и фуги русских композиторов и т.п.);
  • 1 или 2 и 3 части классической сонаты или вариации;
  • произведение или его часть по выбору абитуриента;
  • один виртуозный этюд.

Исполнение концертов или ансамблей не допускается.

Абитуриенты, представившие программы не соответствующие приемным требованиям, к прослушиванию не допускаются.

2. Подготовка и исполнение незнакомого фортепианного произведения, предложенного комиссией

Исполнение предложенного экзаменационной комиссией незнакомого абитуриенту несложного произведения после разучивания в классе в течение одного часа.

3. Коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

4. Теория музыки

Сольфеджио

Поступающий должен:

  • написать двухголосный диктант в форме периода с достаточно развитыми голосами, хроматизмами и отклонениями в тональности диатонического родства; время написания - 25 минут;
  • спеть с листа одноголосную мелодию из художественной литературы, содержащую хроматизмы, отклонения и модуляции, мелодическую фигурацию, сложные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простом и сложном размерах;
  • определить на слух модуляцию в тональность диатонического родства (общий план и составляющие аккорды).

Гармония

Поступающий должен:

  • выполнить в классе письменную работу по гармонизации мелодии протяженностью в 10-16 тактов, включающей отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, без неаккордовых звуков (если в условии встречаются неаккордовые звуки, они должны быть отмечены звездочками). Для гармонизации мелодии употребляются следующие аккорды: трезвучия всех ступеней лада с обращениями, D7, D9, II7, VII7 с обращениями, а также альтерированные аккорды группы DD, D. Время написания – 2 часа;
  • проанализировать гармонию в предложенном музыкальном произведении. Например: Л. Бетховен. Соната для фортепиано; Ф. Шопен. Ноктюрны; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11; А. Лядов. Фортепианные пьесы.
Анонс