Музыковедение


Приемные требования по программе подготовки специалиста
по специальности 072901.65 «Музыковедение»

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

- коллоквиум
- теория музыки (сольфеджио, гармония – письменно и устно)
- музыкальная литература
- исполнение подготовленной программы по фортепиано

1. Коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства. Абитуриент должен также показать соответствующие приемным требованиям знания музыкальной литературы и теоретических дисциплин, навыки работы с предложенным ему музыкальным материалом, умение проанализировать предложенный ему музыкальный материал.

2. Теория музыки

Включает следующие формы:

1) музыкальный диктант (двухголосный) в форме периода (8-10 тактов), содержащий отклонения и модуляцию в тональности 1-й степени родства, с мелодически развитыми голосами, в простых и сложных размерах; время написания – 25 минут;

2) определение на слух (устно) интервалов и аккордов, гармонических последовательностей в четырехголосном аккордовом изложении, содержащих отклонения и модуляции в родственные тональности;

3) пение с листа (одноголосие).

Примерный уровень сложности: С. Соловьев, В. Шокин, А. Островский. Сольфеджио;

4) гармонизовать мелодию в форме периода с дополнением или расширением (10-16 тактов), включающую обороты мажоро-минора, отклонения и модуляцию в отдаленную тональность (письменно). Время написания – 2 часа.

5) Анализ небольшого музыкального произведения (жанр, строение, особенности мелодики, гармонии и тонального развития, фактуры, метроритма).

Примеры сочинений: 

Сонаты для фортепиано Л. Бетховена: ор.2 № 1, 2 (ч.3); «Песни без слов» Ф. Мендельсона: №1,4,9; «Времена года» П.Чайковского: «Баркарола», «Осенняя песня»;

3. Музыкальная литература

Поступающий на композиторское или музыковедческое (историко-теоретическое) отделение должен знать основные этапы и наиболее значительные явления отечественной и музыкальной культуры; музыкальную литературу; быть знаком с некоторыми статьями (А.Серова, В.Стасова, Р.Роллана, Б.Асафьева, И.Способина, С.Скребкова).

Список музыкальной литературы

4. Исполнение подготовленной программы на фортепиано

Поступающий должен:
- исполнить программу, состоящую из произведений полифонической, крупной и малой формы.

Например:
Вариант 1
И.С. Бах. Прелюдия и фуга до минор, ХТК II том
Ф. Шуберт. Соната ля мажор, I часть
С. Рахманинов. Мелодия, соч. 3.
Вариант 2
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга до минор
В. Моцарт. Соната си-бемоль мажор, К.315, I часть
Ф. Шопен. Ноктюрн ми минор;

- прочитать с листа произведение, средней по трудности.

Например:
Й. Гайдн. Медленные части сонат
Ф. Мендельсон. Песни без слов
С. Прокофьев. Мимолетности

Анонс