Художественное руководство академическим хором

Приемные требования по программе подготовки Специалиста направление

073301.65 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором»

Специализация «Художественное руководство академическим хором»

Творческие и профессиональные вступительные испытания состоят из следующих разделов:

- работа с хором и дирижирование
- коллоквиум
- теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно)
- исполнение подготовленной программы на фортепиано

1. Работа с хором

Поступающий должен провести десятиминутную репетицию с хором абитуриентов, работая над произведением без сопровождения (или его фрагментом).
Вид работы каждого абитуриента определяется предметной комиссией (по жребию) на предэкзаменационной консультации по циклу «специальность». Партитуры сочинения предоставляются экзаменационной комиссией. Абитуриент должен показать владение навыками ведения репетиции: свободно ориентироваться в партитуре; иметь достаточную мануальную технику; вокально слышать партитуру; уметь воздействовать на звучание; ощущать метро-ритмические особенности; владеть методом показа голосом мелодических линий партитуры; верно давать тон (голосом от камертона или рояля).

Дирижирование (исполнение программы)

Поступающий должен:
- исполнить на фортепиано хоровое сочинение без сопровождения с учетом специфики звучания;
- продирижировать хоровое произведение с сопровождением (оригинальное или фрагмент оперной сцены, кантаты, оратории);
- в сочинении без сопровождения пропеть наизусть с тактированием рукой любой из голосов хоровой партитуры по горизонтали с текстом и последовательность аккордов по вертикали (сольфеджио). В полифоническом изложении спеть «дирижерскую» линию. При пении голосов учитывается степень вокальной обученности абитуриента, умение владеть голосом и навык образцового певческого показа;
- проанализировать музыкально-теоретические, вокально-хоровые особенности, текстовое и музыкальное содержание представленных сочинений;
- знать все обозначения темпов сочинений, агогику, метроритмические указания, уметь аннотировать сочинения программы;
- комиссия для проверки певческой подготовки абитуриентов может предложить спеть вокальные упражнения или романс.

Примерный список произведений:

Для хора без сопровождения:
Аренский А. «Анчар», «Жемчуг и любовь»
Архангельский А. «Достойно есть», «Помышляю день страшный»
Бах И.С. «Сердце молчи», мотеты (фрагменты)
Бойко Р. «Вечером синим», «Дон Кихот»
Бортнянский Д. «Достойно есть», «Херувимская»
Брамс Й. «В ночной тиши», «Лесная ночь»
Бриттен Б. «Весенний первоцвет»

Русские народные песни:
«Выходили красны девицы» в обр. А. Гедике
«Венули ветры» в обр. Д. Шостаковича
«Дороженька» в обр. А.Свешникова
«Как пойду я на быструю речку» в обр. А. Свешникова
«Повянь, повянь, бурь-погодушка» в обр. В.Соколова

Украинские народные песни:
в обработке М. Леонтовича: «Дударик», «Пряля», «Щедрик»

Для хора с сопровождением:
Аренский А. «У меня ли во садочке» из оперы «Сон на Волге»
Бетховен Л. Messe C-dur :№ 1 «Kyrie», хор узников из оперы «Фиделио»
Бизе Ж. Хор контрабандистов, марш тореодоров из оперы «Кармен»
Бородин А. Хор «Слава», хор поселян из оперы «Князь Игорь»
Брамс Й. «Цыганские песни»
Бриттен Б. «Военный реквием» №2 (фрагмент), «Messe-brevis» (№2, 3)
Гайдн Й. «К нам весна» из оратории «Времена года», «Вечерняя песня», «Старик» (светские хоры с сопровождением)
Гендель Г. «Сражен Самсон» из оратории «Самсон»; «О, свирели сладкий зов» - хор из 2-го акта оратории «Ацис и Галатея»
Римский – Корсаков Н. «Гой, ты, Сад-Садко» из оперы «Садко»; хор слепцов – гусляров, «Ай, во поле липеька» из оперы «Снегурочка»; «Вознесите хвалу» из оперы «Сказка о царе Салтане»; «Грозен царь идет» из оперы «Псковитянка»;«Поднялась с полуночи» из оперы «Сказание о невидимом граде Китяже»
Россини Дж. «Stabat Mater»: №1
Свиридов Г. «Героям Перекопской битвы», «Здесь будет город-сад» из «Патетической оратории»; «Поет зима», «Ночь под Ивана-Купалу», «Небо как колокол» из кантаты «Памяти Сергея Есенина»
Слонимский С. Хоровой антракт из оперы «Виринея»

2. Коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, истории отечества, литературы, живописи, знание предметов специальных курсов музыкального училища.

Абитуриент должен знать творчество авторов музыки и текста, представленных в экзаменационной программе сочинений, особенности стиля и жанра сочинений, сыграть фрагменты-примеры из других произведений авторов.
Так же показать знание истории хорового исполнительства, ознакомление с широким кругом литературы по своей специальности, в том числе по хороведению, хоровой литературе, по основным прогрессивным методам работы с детьми и с самодеятельным хором.

Прочитать на фортепиано с листа четырехстрочную хоровую партитуру. Например:
- Чайковский П. «Ночевала тучка», «На сон грядущий»
- Калинников Вик. «Жаворонок», «Зима»
- Салманов В. «Топи да болота»
- Свиридов Г. «Как песня родилась»
- Коваль М. «Слезы»
Примерный список литературы для подготовки
1. Анисимов А. Дирижер-хормейстер. Л., 1976
2. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980
3. Дмитриевский А. Хороведение и управление хором. М., 1957
4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л., 1956
5. Живов В. Теория хорового исполнительства. М., 1998
6. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. М., 1967
7. Казачков С. От урока к концерту. Казань, 1990
8. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963
9. Ольхов К. О дирижировании хором. Л., 1961
10. Пигров К. Руководство хором. М., 1964
11. Птица К. Очерки по технике дирижирования. М., 1948
12. Романовский Г. Хоровой словарь. М., 2005
13. Соколов В. Работа с хором. М., 1983
14. Тимофеев Ю. Руководство для начинающего дирижера. М., 1933
15. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1961

3. Теория музыки

Сольфеджио

Поступающий должен:

- спеть с листа примеры, включающие отклонения и модуляции в отдаленные тональности, различные виды хроматизмов, различные метрические и ритмические трудности;
- определить на слух:

• отдельные аккорды и гармонические обороты;
• гармоническую последовательность (8-10 аккордов), содержащую отклонения и модуляции в отдаленные тональности, обороты мажоро-минора.

Гармония
- гармонизовать мелодию, содержащую гармонические средства в объеме курса гармонии для теоретических отделений музыкальных училищ. Форма изложения – простая 2-х или 3-х частная. Время написания – 2 часа.

- сделать гармонический анализ предложенного отрывка из произведений русских и зарубежных композиторов XIX-XX веков.

Экзамен по теории музыки также включает собеседование по вопросам теоретических курсов (гармонии, полифонии, инструментоведения) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам теоретических отделений музыкальных училищ.

 

4. Исполнение подготовленной программы на фортепиано

Поступающий должен:

- исполнить программу, состоящую из произведений полифонической, крупной и малой форм.

Например:
Вариант - 1
И.С. Бах. Прелюдия и фуга до минор, ХТК II том
В. А. Моцарт. Соната Си бемоль мажор, К.315, 1 часть
С. Рахманинов. Прелюдия до диез минор, соч. 3 №2

Вариант – 2
И. С. Бах. Трехголосная инвенция фа минор
Й. Гайдн. Соната ре минор, 1 часть
К. Дебюсси. Арабеска соль мажор

- прочитать с листа произведение, по трудности соответствующее уровню фортепианной подготовки абитуриента (по выбору экзаменатора).

Анонс